Президент России Дмитрий Медведев в понедельник в своей подмосковной резиденции «Горки» встретился с учеными – получателями грантов правительства. Узнав от них о многочисленных проблемах, с которыми сталкивается наука в России, он заявил: «Я вот слушаю, слушаю, и у меня возникает желание... Может, министра уволить образования или еще кого-нибудь?»
Я вот слушаю, слушаю, и у меня возникает желание… Может, министра уволить образования или еще кого-нибудь
Отметим, что сами ученые предложили для решения проблем, с которыми не могут справиться на уровне министерства, установить постоянный контакт с администрацией президента РФ.
«Организационных проблем много, и наше общение с руководством большинства университетов и с министерством было очень положительным... Но есть проблемы, которые выходят за компетенцию отдельно взятого министерства, и эти проблемы не только наши, это проблемы всех ученых в России», – сказал работающий в Швейцарии российский математик Станислав Смирнов – лауреат самой престижной в математике Филдсовской премии.
По мнению Смирнова, ученые, получившие мегагранты, могут помочь решить эти проблемы. «Может быть, было бы хорошо наладить постоянный контакт с вашей администрацией, людьми, отвечающими за науку, чтобы проблемы, которые выходят за рамки одного министерства, и где мы можем предложить, используя наш опыт за рубежом, какие-то решения. Вот я вижу, Аркадий Владимирович (Дворкович) улыбается – мы сможем до него как-то доводить», – сказал математик.
Медведев в ответ назвал Дворковича «наиболее очевидным каналом». «Он примеряет на себя миссию канала», – заявил Медведев.
В заключение встречи Медведев приказал Фурсенко «сделать в самое короткое время все, что требуется от министерства», для облегчения исследовательских работ в России.
На встрече присутствовали более 30 ученых из России, Японии, США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, получивших специальные гранты российского правительства в рамках государственной поддержки науки. Власти реализуют программу привлечения ведущих мировых ученых для работы в российских вузах. В 2010 году на ее реализацию было потрачено 723,9 миллиона рублей.
В Российской академии наук (РАН), президиум которой уже не один год находится в конфликте с Минобрнауки, в понедельник приветствовали замечание президента. Один из руководителей РАН, пожелавший остаться неизвестным, заявил газете ВЗГЛЯД, что ситуация в сфере образования уже давно требует замены Фурсенко на человека более компетентного. «С приходом этого министра в этой сфере началась путаница. Нужно его менять, а потом наводить порядок в министерстве капитально», – считает академик.
В пресс-службе Минобрнауки от комментариев для газеты ВЗГЛЯД уклонились.
Последний раз Медведев критиковал Фурсенко не далее как 16 мая на совещании по вопросам укрепления здоровья школьников и детей в учреждениях дошкольного образования. Тогда глава государства заявил, что правительство должно аккуратней подходить к нормотворческой работе, в том числе касающейся вопросов образования, среди которых внесение изменений в список вступительных экзаменов в вузы. «Обращаю ваше внимание на то, что с приказами нужно быть аккуратней. Вы вашим приказом под названием «Приказ № 86» на дыбы поставили всю страну», – сказал Медведев Фурсенко.
Ранее СМИ сообщали, что незадолго до сдачи ЕГЭ, в начале мая, Минобрнауки выпустило приказ, изменивший набор ЕГЭ для поступления на ту или иную специальность. То есть школьники готовились к одним предметам, но неожиданно узнали, что для поступления на нужный факультет нужны совсем другие знания. Позднее пресс-служба Минобрнауки сообщила, что абитуриенты в этом году будут выбирать предметы для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) из списка, который вузы представили ранее – до 1 февраля 2011 года. Список предметов может быть изменен только для новых специальностей, установленных вузами позднее этого срока.
Как передает «Интерфакс», на встрече с учеными президент подчеркнул, что часть проблем, о которых они рассказали, «было бы правильно, чтобы давным-давно на каком-то уровне попыталось правительство решить». Ученые сетовали, что научную деятельность сильно тормозит 94-й закон, из-за которого невозможно закупать различные биоматериалы. Также невозможен как экспорт, так и импорт живых биологических культур.
По словам профессора Каролинского университета Бориса Животовского, из-за 94-го закона в короткие сроки невозможно купить реактив для лабораторий в России, если этот же реактив ранее купил другой университет. Другие ученые добавили, что таможенные правила делают невозможным ускоренный провоз в Россию живых культур, клеток, которые должны содержаться в замороженном состоянии. На процедуры согласования на российской таможне в лучшем случае уходит неделя. Также в России, посетовали ученые, нет ни одной компании, которая проводила бы эксперименты над животными.
Что касается высшего образования в целом, то Медведев тогда подверг ситуацию в нем критике и пообещал, что в ближайшие годы его качество должно кардинально улучшиться. «Я надеюсь, что в ближайшие несколько лет мы порядок (в этой сфере) наведем», – заявил Медведев.
В свою очередь Фурсенко уточнил, что ежегодно российские высшие учебные заведения оканчивают около 2 млн человек. «Два миллиона человек оканчивают университеты, а, между тем, трудно найти даже 20 человек соответствующего уровня (подготовки), – заметил на это глава государства. – Это реальная проблема, и здесь нужно, конечно, существенным образом, кардинально поменять ситуацию».
По словам Медведева, «далеко не все российские университеты высокого качества, и часть из них просто по-хорошему нужно закрыть». Он напомнил, что ранее поручил Минобрнауки «в спокойном ключе проводить селекцию, сжатие университетского поля, чтобы выживали наиболее сильные, подготовленные вузы».
«Я имею гуманитарное образование, и являюсь юристом по профессии, но после того как у нас появилось такое количество юридических факультетов и университетов, мне подчас бывает страшно, когда я начинаю разговаривать с некоторыми юристами, или когда я вижу, что тот или иной человек закончил технический вуз, в котором был создан юридический факультет», – сказал Медведев.
Президент добавил: «Как страшно отдаваться врачу, который учился на юрфаке, точно так же, на мой взгляд, опасно отдаваться адвокату, получившему образование в техническом вузе, пусть даже блестящем».
По его мнению, в последнее время в образовании «произошло смешение жанров, которое не способствовало улучшению ситуации в университетах». По словам президента, когда он оканчивал школу и поступал в университет, процентов 30–40 людей после школы собирались получать высшее образование. «Сейчас все школьники поступают в университеты», – сказал глава государства.