Парламент Румынии единогласно одобрил договор с США о размещении на юге закарпатского государства элементов американской ПРО.
Натовцам не удастся отмолчаться по этому поводу
«Размещение некоторых элементов ПРО США представляет собой очень важный вклад в безопасность Румынии, США и всего альянса. Соглашение стало первым юридическим документом, подписанным с США в рамках новой концепции защиты от баллистических ракет», – заявил в связи с этим решением глава румынского внешнеполитического ведомства Теодор Баконски.
Соглашение о размещении американской наземной системы защиты от баллистических ракет было подписано между Бухарестом и Вашингтоном в сентябре этого года.
#{smallinfographicleft=269513}Согласно нему, уже к 2015 году на юге Румынии появятся радар и перехватчики SM-3.
«Помимо углубления стратегических двусторонних отношений между нашими странами, сотрудничество в сфере ПРО внесет серьезный вклад в общую безопасность НАТО...» – отмечалось в документе.
Элементы ПРО планируется разместить на территории румынской базы ВВС Девеселу неподалеку от города Каракал. США обязуются информировать Румынию о получаемых данных о ракетных угрозах и о процессе создания системы ЕвроПРО.
На выделенной под элементы ЕвроПРО территории будут находиться радарная установка и пункт управления Aegis. Кроме того, там будут размещены несколько пусковых модулей с перехватчиками SM-3.
В целом комплекс ПРО займет площадь приблизительно в 175 га. На нем будут заняты около 150–200 человек.
По соглашению правительство США обязуется нести финансовую ответственность за постройку комплекса и развертывание вооружений, операции и поддержание систем ПРО. США также будут оплачивать услуги, в том числе предоставление оборудования.
В документе также особо подчеркивается, что перехватчики SM-3 предназначены исключительно для оборонительных целей, а не для наступательных: они не будут использоваться при испытаниях и запускаться будут лишь для отражения реального нападения.
Россия уже успела выступить с критикой данных планов. Сразу после подписания американо-румынского соглашения в Москве заявили, что считают подобные намерения Вашингтона прямой угрозой своему стратегическому потенциалу.
«Отмечаем, что развитие событий лишь повышает актуальность получения от США и НАТО твердых, юридически обязывающих гарантий ненаправленности развертываемых ими в Европе противоракетных средств против стратегических ядерных сил России», – говорилось в заявлении российского МИДа.
В МИДе также напомнили, что недавнее объявление о предстоящем размещении в Турции американского противоракетного радара передового базирования AN/TPY-2 также свидетельствует о том, что реализация противоракетных планов США в Европе идет активно на фоне отсутствия прогресса в российско-натовском и российско-американском диалоге по тематике ПРО.
Ранее Москва неоднократно требовала от Вашингтона предоставить ей юридические гарантии ненаправленности ПРО против России. Однако переговоры не привели ни к какому результату, после чего президент Дмитрий Медведев озвучил список мер, на которые пойдет Россия в случае появления американской ПРО в Европе.
Очередной раунд переговоров на эту тему состоится 8 декабря в рамках заседания совета Россия – НАТО. «Я также ожидаю, что они рассмотрят те разделы, по которым у НАТО и России нет согласия, в частности, по противоракетной обороне. Мне бы не хотелось характеризовать это как тупик, но скорее как продолжающийся диалог. Президент Медведев недавно очень ясно заявил о своей приверженности диалогу, и генеральный секретарь НАТО тоже очень ясно сказал, что НАТО не закрывает никаких дверей», - заявила «Интерфаксу» в преддверии встречи официальный представитель Североатлантического альянса Оана Лунгеску.
В свою очередь постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что «натовцам не удастся отмолчаться по этому поводу и делать вид, что якобы заявление главы российского государства по столь важному для России вопросу не имеет долгосрочного значения для наших отношений». «Мы попытаемся объяснить нашим партнерам, что мы не можем отделять один вопрос от другого. Для нас все сотрудничество с НАТО – это комплекс взаимоувязанных вопросов. И если наши партнеры глухи к приоритетным для нас темам, то и мы тогда не сможем видеть и слышать все озабоченности НАТО там, где у альянса возникают приоритетные вопросы», – подчеркнул он.