Депутаты Госдумы начали пленарное заседание во вторник с минуты молчания по погибшим в результате теракта в аэропорту Домодедово.
Опыт работы этой системы в США уже доказал свою эффективность. Необходимо информировать население об уровнях опасности
После этого в ходе начавшейся дискуссии представители оппозиционных фракций предложили вызвать в Госдуму глав ФСБ и МВД, в первоочередном порядке рассмотреть законопроект о введении уровней террористической опасности и провели незапланированный ранее комитет по транспорту, где также обсуждали вопросы защищенности аэропортов, станций метро и железнодорожных вокзалов.
«Террористической светофор»
Госдума во вторник сама напоминала крупный транспортный объект – здание на Охотном ряду было оцеплено милицией. Сотрудники МВД проверяли документы даже у тех, кто выходил на улицу из станций «Охотный ряд» и «Театральная». Сотрудники ФСО заглядывали в депутатские удостоверения и с особой тщательностью досматривали сумки всех, кто заходил в Госдуму.
Произошедший теракт весь день обсуждали и депутаты Госдумы. Коммунист Владимир Улас предложил Госдуме срочно пригласить на заседание палаты премьер-министра Владимира Путина и поставить вопрос об отставке правительства, которое, по его словам, не смогло побороть коррупцию, решить национальные и экономические проблемы на Кавказе. Также коммунист предложил вызвать с отчетом главу ФСБ Александра Бортникова и министра внутренних дел Рашида Нургалиева.
Но его инициативу не подержали единороссы. Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов напомнил депутату, что выступления силовиков могут проходить в Госдуме только после того, как завершится расследование, а выступление премьер-министра вообще четко регламентировано.
#{smallinfographicleft=463439}«Действительно, потрясение страшное. Его цель – запугать общество. И вы знаете, вчера это удалось. Но это иллюзия, что смена правительства что-то изменит», – заявил и глава комитета по безопасности Владимир Васильев.
По словам Васильева, для эффективной борьбы с терроризмом надо работать над антитеррористическим пакетом законопроектов в комитетах. В частности, перенести уже на среду обсуждение президентского законопроекта о введении уровней террористической опасности, который был внесен в ноябре и планировался к рассмотрению лишь во второй половине февраля.
«Опыт работы этой системы в США уже доказал свою эффективность. Необходимо информировать население об уровнях опасности и предоставлять больше полномочий МВД и ФСБ по обеспечению безопасности на воздушном, железнодорожном и водном транспорте», – предположил Васильев. Либерал-демократы затронули еще одну проблему, всплывшую после теракта. Депутат Максим Рохмистров предложил официально запретить таксистам и «бомбилам» наживаться на терактах и ЧП: «Правоохранительные органы просят от нас принять закон, направленный на борьбу с подобными спекуляциями. Давайте дадим такой инструмент».
Его коллега по оппозиции коммунист Виктор Илюхин призвал не откладывать обсуждение теракта в долгий ящик и уже в 14.00 прервать пленарное заседание, проведя полноценную дискуссию по этому поводу. Но Олег Морозов предложил обсудить эту тему в рамках комитетов, так как большинству депутатов нужно подготовиться к обсуждению вопроса на пленарном заседании. Первый из них – комитет по транспорту – состоялся в перерыве пленарного заседания.
«Беспомощный» доклад
Комитет по транспорту собрался за закрытыми дверями, поскольку в Минтрансе руководству комитета пообещали огласить на заседании некие секретные сведения. В результате на заседание пришли также депутаты из всех других комитетов, имеющие отношение к работе правоохранительных органов.
Дожидаясь опаздывающего заместителя министра, многие депутаты вслух возмущались тем, что только администрация аэропорта оказалась ответственной за безопасность такого ключевого транспортного объекта и фактически вынуждена нанимать сотрудников МВД для дополнительной проверки пассажиров.
«Это что, бизнес такой – охрана стратегических объектов для МВД? Этим они должны заниматься бесплатно, за государственной счет», – говорил зампред комитета по транспорту Владимир Клименко. А вице-спикер палаты Любовь Слиска предлагала проверить, не стал ли теракт результатом сокращения штатов МВД. Она предположила, что может именно поэтому террористы смогли легко избежать милицейской проверки.
#{image=480501}Объяснить, что стало причиной теракта, похоже, не смог и замминистра транспорта Андрей Недосеков. Многие депутаты – причем как единороссы, так и оппозиционеры – выйдя после заседания, называли отчет Недосекова «бессодержательным» и даже «беспомощным». Комитет решил пригласить 8 февраля глав силовых ведомств – директора Федеральной службы безопасности Александра Бортникова, министра транспорта Игоря Левитина и министра внутренних дел Рашида Нургалиева, а также рекомендовать Госдуме образовать парламентскую комиссию по расследованию причин теракта. Это решение оказалось неожиданным и стало, похоже, реакцией думцев на отчет представителя Минтранса.
Напомним, что даже после теракта в московском метро, произошедшего в марте прошлого года, собственных комиссий по расследованию нижняя палата не создавала. В последний раз российский парламент собственными силами расследовал теракт лишь после событий в Беслане – Совет Федерации провел такое расследование в 2004–2006 годах. Впрочем, акцент в расследовании предполагается сделать не столько на самом преступлении, сколько на действиях чиновников и управленцев аэропорта, которые могли допустить халатность.
Сам Недосеков заявил после заседания, что служба охраны Домодедово не располагала информацией о возможном теракте, поэтому в аэропорту и не был введен специальный режим контроля. По его словам, после терактов 2004 года Минтрансу уже была поставлена задача обеспечить безопасность в зоне вылета аэропорта. Задача сделать «чистой» и зону выхода из терминалов перед ведомством еще утром в понедельник не стояла.
Однако глава комитета по транспорту Сергей Шишкарев пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что еще до теракта – 10 января – Счетная палата в своем очередном отчете обратила внимание депутатов и чиновников на то, что координация между различными ведомствами по обеспечению комплексной безопасности до сих пор не достигнута. И это несмотря на уже давно изданные по этому поводу указы президента.
Кроме того, за четыре года с момента появления правительственной программы по обеспечению безопасности на транспорте не была, по словам Шишкарева, разработана методика определения уязвимости тех или иных объектов.
Хотя депутаты решили только через неделю – 8 февраля – обсудить все эти проблемы с главами силовых ведомств, в комитете по транспорту уже во вторник назвали ряд законов, требующих срочной правки.
«Надо вернуться к лицензированию мероприятий по авиационной безопасности, которая сегодня исключена. Без этого мы не сможем проверять работу служб авиационной безопасности, – отметил Шишкарев. – Также нельзя допускать того, чтобы одни аэропорты отвечали за безопасность своих объектов. Этим должно заниматься государство. Так же как и финансировать безопасность на всех инфраструктурных объектах».
Решение комитета пригласить силовиков сразу поддержал и председатель палаты Борис Грызлов. Он распорядился пригласить на пленарное заседание 8 февраля не только Бортникова, Нургалиева и Левитина, но также и председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина и генпрокурора РФ Юрия Чайку.