В понедельник состоялось второе заседание общественного совета президиума генсовета партии «Единая Россия», посвященное проблемам строительства трассы Москва – Петербург. Напомним, первое состоялось 30 августа.
В России будет построено еще много дорог, нельзя допустить, чтобы первая приличная и важная дорога сопровождалась скандалами
На этот раз, помимо авторов нынешнего проекта и представителей строительных компаний, выступили и активные противники строительства трассы по ранее утвержденному маршруту, в том числе глава движения «За Химкинский лес» Евгения Чирикова и координатор программы по экологической политике «Всемирного фонда дикой природы» (WWF) Алексей Книжников.
Дискуссия получилась более жаркой. Присутствующие друг друга услышали, но не переубедили. Слушания переносятся на другую площадку – в Общественную палату, чьи представители также присутствовали на заседании.
Сами экологи признали, что пострадавшими в данной ситуации являются не только жители Химок, но и разработчики дороги, которые точно выполнили все требования законодательства.
«К ним, по сути, нельзя придраться, – отметил Книжников в интервью газете ВЗГЛЯД. – В данном случае проблема не в недобросовестных проектировщиках, а в несовершенном законодательстве. Лесной кодекс в новом виде был принят в 2006 году, до этого подобные проекты строительства трассы через лес были просто невозможны».
Выступая на заседании, Книжников заявил, что необходимо менять Градостроительный и Лесной кодексы. Это предложение поддержали все присутствующие экологи. В частности, они признали необходимым сделать экологическую экспертизу самостоятельной процедурой. Согласно действующему законодательству, она является частью градостроительной экспертизы.
Глава комитета Госдумы по труду Андрей Исаев, который на первом заседании «Единой России» выступил как один из самых активных сторонников прокладки трассы через лес, заявил газете ВЗГЛЯД, что в Госдуме обязательно будет обсуждаться вопрос о качестве законодательства в этой сфере. «Речь не идет о ревизии, но уточнение законов должно и будет проводиться».
В свою очередь экологи еще раз подчеркнули высокую ценность Химкинского леса, который надо, по их мнению, защитить, несмотря на все экономические издержки.
«Там сохранилась уникальная экосистема – дубрава, – рассказала руководитель лесной программы WWF Елена Куликова. – Дубы – очень ценные деревья, а, главное, очень уязвимые. Если дорога будет построена посреди леса, то он будет разрушен». WWF намерена инициировать вопрос о придании Химкинскому лесу статуса особо охраняемой природной территории. По их словам, все основания для этого есть.
Дорога лес не обойдет
Всем присутствующим предлагалось обсудить пять вариантов строительства трассы в Петербург. Согласно справкам, подготовленным организаторами заседания, из всех этих вариантов самым финансово оптимальным остается уже утвержденный ранее – через Химкинский лес. Остальные либо слишком сложны технически – например, подразумевают прокладку тоннеля под Химкинским лесом, либо стоят намного дороже, так как потребуется расселение жилых домов.
#{interviewpolit}Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного строительства Москвы Михаил Блинкин призвал не заниматься «вербальным проектированием», то есть обсуждением проектов трассы без математических расчетов. «Нужно потратить время, пойти на издержки и еще раз пройти путь с самого начала, то есть тщательно проработать все возможные пути обхода Химкинского леса».
«В центральной России будет построено еще много дорог, нельзя допустить, чтобы первая в России приличная необходимая и качественная дорога сопровождалась скандалами», – сказал Блинкин.
Впрочем, как специалист дорожного строительства Блинкин сразу дал свою оценку утвержденному варианту дороги через лес. «Он дешевле других по одной простой причине: стоимость лесной земли оценивалась по кадастровой стоимости, которая высчитывается, когда надо передать землю, например, из муниципальной собственности в федеральную, – пояснил ученый. – Другие земли оценивались по нормальной рыночной цене, которая, конечно, несравнима с условными кадастровыми расценками».
Блинкин также рассказал, что ранее среди проектировщиков самым лучшим считался вариант прокладки трассы вдоль Октябрьской железной дороги, далее через земли Молжаниновского района Северного округа Москвы. «Заблокировала этот вариант Москва, – заявил Блинкин, – потому что там расположен элитный гольф-клуб».
В Химкинском прецеденте
Экологи и общественники предложили обсуждать не только проблему конкретного Химкинского леса, но и то значение, которое вопрос имеет для общества.
Член Общественной палаты Вячеслав Глазычев подчеркнул, что вопрос, который обсуждается на заседании, прецедентен. «Он важен не только для Химок и Москвы. Если строительство трассы продолжится, сигнал может быть воспринят другими губернаторами как «можно».
Глазычев также напомнил, что стоимость дороги колоссальна, и разница между вариантами в свете общей стоимости ничтожна.
«Вариант, утвержденный ранее, сейчас пытаются представить как оптимальный, но сопоставления цифр нет, – сказал член ОП. – Например, всерьез не рассмотрен вариант вдоль Октябрьской железной дороги. Если уж мы решили остановиться и еще раз внимательно продумать, как лучше построить дорогу, то надо потратить время – два–три месяца или больше – и провести серьезную работу, прежде всего силами инженеров, которые еще раз внимательно продумают, как же сохранить Химкинский лес».
#{image=421563}Книжников из WWF озвучил новый тезис в диалоге о Химкинском лесе. «Некоторые политические деятели в рамках обсуждения этой проблемы заявляют, что люди важнее природы. Считаю, что это дремучие лозунги. И если они вбрасываются в народ от руководителей, значит, наша организация в чем-то недоработала». Евгения Чирикова также рассказала об административном давлении на жителей Химок – по ее словам, сейчас горожан заставляют подписываться под петициями за строительство дороги через Химкинский лес, угрожая им увольнением с работы или проблемами с бизнесом.
Разговор дороже денег
Сближения позиций в ходе спора не произошло: проектировщики настаивают на скорейшем возобновлении строительства, так как они не нарушали законодательства и не хотят теперь платить неустойки. «Зеленые» настаивали, что чистый воздух и сохранение защитной лесополосы – дороже любых денег. Но и те, и те отмечали важность гласного обсуждения проблемы.
«В ходе двух заседаний общественного совета партии, на которых рассматривались вопросы экспертизы вариантов прокладки маршрута трассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский округ, все заинтересованные стороны получили возможность высказать свою точку зрения и предоставить материалы экспертизы», – заявил сайту «Edinoros.ru» по итогам заседания глава общественного совета президиума генсовета партии, директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
«Слово получили все, начиная от тех, кто проектировал и строит данную трассу, и заканчивая представителями экологических и общественных организаций города Химки. В ходе заседания общественного совета прозвучало достаточно много интересных предложений по новым стандартам экологической и общественной экспертизы различного рода строительных проектов», – подчеркнул он.
Чеснаков также отметил, что все материалы заседания общественного совета будут переданы в Общественную палату и администрацию президента. 16 сентября обсуждение продолжится также в ОП.
«Меня приятно удивил формат слушаний, – признался газете ВЗГЛЯД Книжников. – Были приглашены все заинтересованные лица. Были высказаны противоположные позиции. Гласность обсуждений дает надежду на их благоприятный исход».