На совещании с членами Совета безопасности, как сообщает РИА «Новости», на необходимость пересмотреть перечень потенциально опасных объектов обратил внимание министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. По его словам, список опасных объектов существует, но в усеченном виде.
Проведите сегодня совещание с руководством министерства и скажите, что если еще что-нибудь такое загорится, ответят все
Соответствующие ведомства, как заявил Шойгу, «долго готовили перечень, в который вошли 2 тысячи 400 потенциально опасных объектов, но пока Минфин (финансирование на меры по усилению безопасности – прим. ред.) подтвердил только 440». «У нас что, Минфин за безопасность отвечает?» – удивился президент.
Там же, на совещании, Медведев сделал «оргвыводы» из случившегося под Коломной. «Всё, что произошло, это просто невыполнение должностных обязанностей, преступная халатность, когда пожар, который распространялся, причем достаточно спокойными темпами, не удалось локализовать, а руководство базы вообще неизвестно где находилось», – заявил президент.
В результате главкому ВМФ Владимиру Высоцкому и его первому заместителю Александру Татаринову было вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии. Замначальника тыла военно-морского флота Сергей Сергеев уволен. Также уволены начальник морской авиации военно-морского флота, его заместитель и временно исполняющий обязанности начальника морской авиации по тылу и начальник злосчастной базы. «Если что-то произойдет подобное в других местах и в других ведомствах, поступлю точно так же без всякого сожаления», – пообещал глава государства.
#{image=423456} Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов отмечает, что пока огонь не подобрался к объектам, где есть ядерное оружие.
«Хотя в Тверской области идут пожары, а там 7-я гвардейская ракетная дивизия, на вооружении которой 18 ракет РТ-2ПМ «Тополь», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД. Но, по его словам, даже если огонь доберется до таких воинских частей, пожар там маловероятен, так как места базирования ядерных ракет хорошо защищены на случай куда более мощных пожаров, чем лесные.
Более сложна, по мнению Коновалова, ситуация со стратегическими объектами, которые носят гражданский характер. Так, с трудом, но удалось остановить огонь, распространявшийся по направлению к Воронежской АЭС.
«К частям, где есть ядерное оружие, огонь пока не подобрался. И я считаю крайне маловероятной возможность того, что их затронет огонь, – сказал Коновалов. – Шахтные ракетные комплексы строились в расчете на куда более мощный пожар, чем пожар природный. В Нижегородской области, где сейчас бушуют пожары, есть военный полигон – тоже сложится неприятная ситуация, если туда дойдут пожары».
Но в целом, по мнению Коновалова, военным пока тревогу бить рано. «Гораздо больше опасность грозит гражданским стратегическим объектам, чем гражданским, например, той же Воронежской АЭС. К тому же, надо иметь в виду, что военные объекты строились с учетом опасности лесных пожаров, хотя надо и иметь в виду, что такой ситуации, которая сложилась сейчас, в истории России никогда не было. Поэтому те противопожарные меры, которые предпринимались ранее, теперь могут просто не сработать».
Как отмечалось на совещании, по-прежнему сохраняется угроза Саровскому ядерному центру, расположенному в Нижегородской области. Как сообщил глава Росатома Сергей Кириенко, огонь удалось остановить всего в 4 км от Сарова. Пришлось подстраховаться, по его словам, и прервать в центре все исследования и эксперименты.
#{weapon}Сердюков добавил, что в среду в Саров выезжал его заместитель и встречался с руководством Росатома. «Ситуация под контролем, мы выделили два батальона и необходимую спецтехнику», – сказал Сердюков.
Напомним, что беспокойство у руководства страны за стратегические объекты в условиях волнообразного распространения лесных пожаров усилилось после инцидента на базе ВМФ под Коломной. Там 29 июня произошел крупный пожар, в результате которого вся база выгорела. В связи с этим ЧП Медведев уволил целый ряд высокопоставленных сотрудников ВМФ РФ, главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий предупрежден о неполном служебном соответствии.
Инцидент также обсуждался и на совещании. Медведев подчеркнул, что «произошедшее – это просто невыполнение должностных обязанностей, преступная халатность, когда огонь, который распространялся достаточно спокойными темпами, не удалось локализовать». Медведев обратил внимание на то, что «руководство базы вообще неизвестно где находилось».
Со своей стороны министр обороны заверил президента, что «произошедшее на базе 2512 больше не повторится». «Помогайте гражданским подразделениям и себя научитесь защищать», – настаивал президент.
Медведев также поручил Сердюкову отладить оперативное взаимодействие с местными властями, «чтобы губернаторы не звонили в аппарат Министерства обороны по каждому незначительному вопросу».
«У меня был разговор с губернатором Владимирской области. Он сказал, что бывают проблемы достаточно локального значения, а для их решения приходится звонить чуть ли не командующему округом. Нужно, чтобы такие вопросы решались прямо с командиром части, у которого были бы все полномочия, в крайнем случае, чтобы он кому-то отзвонил и сверился», – сказал Медведев.
В свою очередь директор ФСБ Александр Бортников доложил на совещании, что «угрозы безопасности объектам ФСБ на сегодняшний день не существует». Единственный сложный регион, по его словам, это Марий Эл, где у ФСБ находится база авиации. «В четырех километрах от базы горит лес. Мы своими силами приняли меры по обнесению базы канавами, закупили необходимые средства пожаротушения, осуществляем мониторинг ситуации, находимся в контакте с МЧС», – сказал Бортников, подчеркнув, что «прямой угрозы объекту нет».
Медведев напомнил, что на объекте Минобороны в Ульяновске в ноябре прошлого года произошел взрыв. «Тогда были предприняты определенные меры, но, как показала текущая ситуация, – недостаточные».