Российскому премьеру в кремле доложили не только об истории памятника, но и о ходе его реставрации. Достигнуто уже немало: помимо восстановления многих объектов обустроены коммуникации, отрегулировано освещение, территорию обложили брусчаткой. Новгородский кремль считается самым ранним каменным гражданским сооружением на территории России, он датируется 14-м веком.
Было бы очень желательно, чтобы Россия наконец ратифицировала, например, Европейскую конвенцию по археологии, которую подписало большинство европейских стран, даже Украина и Турция
Одной из главных достопримечательностей кремля слывут Каликины палаты – бывшая резиденция новгородского архиепископа Василия Калики. Сейчас палаты, от которых сохранились только арки, часть сводов и стены подвала, в аварийном состоянии. Именно из-за их восстановления за помощью к премьеру обратились археологи. Путин, посовещавшись с представителями местных властей, обещал выделить на создание музея и консервацию исторического объекта 5 млн рублей.
Некоторое время глава правительства провел во Владычной (Грановитой) палате кремля – уникальном здании, представляющем собой единственный в России образец поздней готики. В 15-м веке палата использовалась не только для торжественных приемов, но и для «владычных судов». Именно здесь в 1478 г. был оглашен указ о присоединении Новгородской земли к Московскому государству. Премьера особенно заинтересовала работа по восстановлению фресок, о чем он долго беседовал со специалистами.
Кстати, в проявленном премьером внимании к археологии нет ничего неожиданного. «Путин не первый раз лично интересуется местами археологических раскопок, – напомнила в интервью газете ВЗГЛЯД заместитель директора Института археологии Ася Энговатова. – Достаточно вспомнить 2007 год, когда будучи президентом России, вместе с принцем Монако Альбером II он посетил раскопки средневековой уйгурской крепости Пор-Бажын».
Задержался Путин и в Софийском соборе, одной из самых ранних построек Киевской Руси. Для почетного гостя специально открыли парадные ворота собора, что практикуется только в исключительно важных случаях.
Гость ознакомился с внутренним и декоративным убранством храма, после чего поставил свечку и посетил Рождественский придел, где хранится один из самых почитаемых списков иконы Тихвинской Божией матери.
После осмотра древних зданий Путин провел видеоконференцию с руководителями археологических конференций. По мнению Аси Энговатовой, выбор географических точек, с которыми прошел видеомост, неслучаен: это крупные экспедиции, которые сейчас проводят интересные научные исследования.
Так, профессор кафедры археологии и этнологии Дагестанского госуниверситета Муртазали Гаджиев попросил премьер-министра присвоить выдающемуся памятнику раннесредневековой оборонительной архитектуры цитадели Нарын-кала в Дербенте федеральный статус. Так, по его словам, будет проще решить вопросы с финансированием, а работы можно будет проводить более качественные. Путин пообещал поставить этот вопрос перед министерством культуры: «Поработаем с руководством республики, посмотрим, как эту проблему решить», – добавил он.
Также Путин пообещал придать такой статус еще двум заповедникам: Игнатьевской пещере в Башкирии, где пока еще гибнут уникальные наскальные рисунки эпохи верхнего палеолита, и античному памятнику Фанагории на Таманском полуострове. «Обязательно поизучаем, поговорим с местными властями, займемся», – обнадежил историков Путин.
Также российскому премьеру предстоит решить и такой бытовой и заурядный вопрос, как питание студентов-практикантов на археологических раскопках. Жалоба по этому поводу прозвучала от старшего преподавателя кафедры археологии МГУ Владислава Житенева.
Услышав, что молодежь нечем кормить, премьер заявил: «Насчет того, чтобы кормить, я думаю, мы проблему эту, конечно, решим с помощью дополнительных субсидий».
«Вы ведь из МГУ, я подумаю, как довести финансирование, по каким каналам довести это финансирование в вашем случае, в случае с Дербентом, в других коллективах, – обратился Путин к Житеневу. – Мы уточним, получены от вас дополнительные материалы, справки, и выделим дополнительные субсидии», – еще раз пообещал Путин.
Путин пообещал российским археологам «подтолкнуть» ратификацию Европейской археологической конвенции, а также работу над правовым регулированием археологических раскопок.
Археологи также обратили внимание премьера еще и на тот факт, что Россия подписала, но не ратифицировала Европейскую конвенцию по хранению археологического наследия.
«Мы подписали конвенцию в 1992 году и до сих пор не ратифицировали, и возникают связанные с этим проблемы во взаимоотношениях с нашими коллегами за рубежом. Даже Украина отказала в прошлом году в участии наших специалистов в раскопках в Крыму на этом основании», – отметил глава правительства, пообещав вернуться к этой проблеме. «Мы подтолкнем ратификацию Европейской археологической конвенции», – пообещал премьер.
После встречи с премьером ученым можно надеяться, что на археологию власти обратят теперь более пристальное внимание. «Конечно, ждем, что археология будет лучше финансироваться, если о ней вспомнили даже на столь высоком уровне, – делится своими мыслями Энговатова. – И действительно, было бы очень желательно, чтобы Россия наконец ратифицировала, например, Европейскую конвенцию по археологии, которую подписало большинство европейских стран, даже Украина и Турция. Там содержится масса полезных вещей: например, запрет на применение металлодетекторов во время раскопок». По мнению экспертов, подобные детекторы потенциально опасны для многих будущих находок.
По мнению эксперта, это должно помочь в борьбе с «черной археологией», которая приобретает большой размах в нашей стране. Эксперт напоминает, что «по количеству нелегальных раскопок мы скоро будем близки к странам Латинской Америки, где чуть ли не каждый может что угодно раскапывать».
Одной из тем, которая поднималась российскими археологами во время встречи с премьером в Великом Новгороде, стала проблема незаконных археологических раскопок. Как сообщил «Интерфакс», ее поднял директор Института археологии Российской Академии наук Николай Макаров. «Я веду полевые работы во многих регионах, везде мне говорят о том, что памятники разрушаются. Я работаю в Суздале, там до 70% суздальских селищ носят следы грабительских раскопок», – сказал Макаров.
По словам Путина, серьезной проблемой является то, что вопрос проведения археологических работ не отрегулирован с правовой точки зрения. «Нужно обсудить это с общественностью, я обязательно попрошу нашу фракцию в Госдуме – «Единую Россию», чтобы они занялись этим серьезно, провели серьезный анализ экспертным сообществом и пришли к какому-то общему решению», – сказал премьер.
«Это тонкая вещь, но она не отрегулирована», – добавил он. «Это не значит, что все нужно запрещать, но нужно это отрегулировать», – сказал Путин.
Еще одна проблема, которую подняли археологи во время встречи с главой правительства, – то, что в настоящее время часть памятников попадает в частные владения. «Нужно подумать еще и о том, чтобы обеспечить доступ к памятникам вне зависимости от решения проблем собственности», – заявил Путин.
По словам премьера, тот, кто приобретает то или иное владение, должен знать, что на его территории находится тот или иной памятник, и предоставить к нему доступ.