Президент Белоруссии Александр Лукашенко на переговорах в Минске с премьер-министром Литвы Андрюсом Кубилюсом напомнил ему о том, что обе страны «долго жили в одном государстве», и предложил вместе «незамедлительно» сделать шаги, «чтобы укрепить нашу независимость, суверенитет, мощь наших государств».
Лукашенко ищет внешних союзников, пытается задобрить европейские круги, надеясь, что чем резче он будет высказываться в адрес Кремля, тем больше это оценят
«У нас схожие проблемы. И поскольку они схожи, то схожи и направления решения этих проблем, – заявил Лукашенко. – Мы можем многое сделать сегодня. Очень многое. Но если упустим время, то некоторые вещи уже не наверстаем».
В ответ Кубилюс признал, что у стран действительно есть хорошие возможности сотрудничества для укрепления независимости, «особенно в энергетике». «Мы все знаем, что быть зависимыми только от одного поставщика каких-то ресурсов, иногда это создает проблемы. Иметь альтернативу, как подсказывает хозяйская логика, это хорошо», – заявил он.
По его словам, у Вильнюса и Минска «есть хорошие возможности прорабатывать ясные, эффективные проекты». «Таким путем мы можем укреплять независимость, суверенитет и иметь общие стратегические проекты, в воплощении которых, я думаю, заинтересован был бы и Европейский союз».
Кубилюс добавил, что для укрепления двустороннего сотрудничества хорошие возможности может предоставить инициатива ЕС «Восточное партнерство».
Главной целью визита Андрюса Кубилюса было участие в открытии специализированного гипермаркета, предлагающего строительно-ремонтные товары и услуги – все, вплоть до шурупов и гвоздей. Совладельцем гипермаркета стала одна из литовских компаний. Заодно Кубилюса принял Лукашенко, уже признавшийся ранее, что белорусам «без литовцев не обойтись, поскольку у вас есть Клайпедский порт, который Беларуси нужен для транзита».
Кроме того, Лукашенко дал понять, что он может «предложить литовцам привлекательные проекты, и если те откажутся, только навредят себе», и что он «займется этими проектами лично, чтобы не было никаких бюрократических преград». Короче говоря, литовские бизнесмены под заботливым руководством Александра Григорьевича своих денег не потеряют.
А премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский выступил с не менее неожиданным заявлением, предложив с целью диверсификации поставок природного газа построить терминал сжиженного природного газа (СПГ) в литовской Клайпеде, а также завод по его разжижению. Чтобы доставлять газ, Сидорский предлагает проложить новую трубу из Литвы в Белоруссию. «285 километров магистрального трубопровода – небольшие затраты. Проект является окупаемым и очень эффективным. Возможно, в ближайшее время мы сможем его реализовать», – заявил белорусский премьер в ходе встречи со своим литовским коллегой. Ранее, напомним, Минск уже пытался договориться с далекой Венесуэлой о поставках нефти, чтобы избавиться от зависимости от российской нефти. Теперь, по-видимому, такие же попытки Минск пытается предпринять и в газовой сфере.
#{interviewpolit}Ранее в этом году оба премьера – Кубилюс и Сидорский – съездили на литовское взморье, где обсуждали возможности поставок в Белоруссию нефти из Венесуэлы (соответствующая договоренность об этом была достигнута в марте в ходе визита Лукашенко в Каракас; при этом объем «пробной» партии венесуэльской нефти для Беларуси составил 80 000 тонн, тем не менее эта нефть все равно пошла на Мозырский НПЗ не через литовскую Клайпеду, а через украинскую Одессу).
В конце апреля в Клайпеду специально ездила правительственная делегация во главе с Сидорским. Премьер Кубилюс тогда заявил, что он считает реальным проект транзита венесуэльской нефти в Белоруссию именно через Клайпеду. Проблема, однако, заключается в том, что после перевалки венесуэльской нефти в порту ее надо еще как-то доставить на белорусский НПЗ в Мозыре. Доставку железнодорожным путем белорусское правительство готово рассматривать, но вопрос – в цене за прохождение эшелонов с нефтью по железным дорогам Литвы.
Зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин не сомневается, что предложение Лукашенко Литве укреплять суверенитет вместе с Белоруссией связано с недавним спором вокруг возврата России долга за газ. «Лукашенко ищет внешних союзников, пытается задобрить европейские круги, надеясь, что чем резче он будет высказываться в адрес Кремля, тем больше это оценят», – сказал Затулин газете ВЗГЛЯД.
Однако депутат уверен, что Европа не спешит поддерживать Батьку, при этом в ЕС есть те, кто заинтересован в «укреплении сил в противодействии России на постсоветском пространстве». «В какие-то исторические периоды Литва, Польша и Белоруссия оказывались в одном историческом пространстве. Сегодня Лукашенко пытается на них намекнуть, чтобы найти в лице Литвы заступника, в том числе в европейских делах», – напомнил депутат.
«Евросоюз не бросился отменять санкции и поддерживать Лукашенко, поэтому он пытался найти партнеров из числа бывших советских республик, – напомнил Затулин. – Одним из первых, кто оказался таким человеком, был Виктор Ющенко (экс-президент Украины)», – указал Затулин, добавив, что до самого провала Ющенко на президентских выборах Лукашенко «продолжал рассказывать о своих задушевных контактах» с этим человеком. Теперь, отмечает Затулин, Лукашенко пытается найти противовес Москве в лице азербайджанского лидера Ильхама Алиева. Напомним, что именно в Баку Лукашенко, как он сам признался, сумел одолжить те 200 миллионов долларов, которые помогли ему на прошлой неделе быстро погасить свой долг перед Москвой.
Что касается перспектив сотрудничества Вильнюса и Минска, то, отмечает Затулин, «в Литве есть собственный доморощенный местный национализм, который не прочь порассуждать о прошлых великих именах». «Налицо желание Лукашенко найти где угодно тех, кто готов с ним сотрудничать. Но при всех этих поисках реальной компенсации особым отношениям с Россией у Белоруссии нет. Лукашенко это тоже понимает, поэтому второй целью последних заявлений он преследует желание вызвать ревность у Москвы».
По словам депутата, в преддверии президентских выборов в Белоруссии Лукашенко боится, что Москва может от него дистанцироваться или даже поддерживать конкурентов, которых сейчас нет, но которые могут появиться, считает Затулин.