О том, что ингушские судьи обвиняют Евкурова в том, что он требует от них выносить нужные ему приговоры, написал в своем последнем номере «Коммерсантъ». По его данным, челобитную на имя президента Дмитрия Медведева, председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева, генпрокурора Юрия Чайки и полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина подписали председатель совета судей Ингушетии Магомед Даурбеков и три его заместителя.
В республиканском судейском сообществе сложилась некая каста, которая творит, что хочет
В их послании, в частности, говорится: «Мы долго терпели выпады в свой адрес президента... Нам ничего не оставалось делать. Ведь нас стали обвинять чуть ли не во всех проблемах, с которыми сталкивается республика, − в расцвете коррупции и терроризма... Вся эта кампания по дискредитации судейского корпуса ведется с целью замены неугодных президенту судей, в частности председателя Верховного суда республики Михаила Задворнова».
Ответ Евкурова не заставил долго ждать, причем получился еще более резким. «С первого дня своего президентства я обратил внимание на то, что в республиканском судейском сообществе сложилась некая каста, которая творит, что хочет, − заявил глава Ингушетии агентству «Интерфакс». −Любое решение мог получить любой человек за определенную цену. Так, например, переселенцы из Чечни приобретали статус беженцев, но этот вопрос, конечно, мелкий, по сравнению с тем, что на свободу, по решению судов, выпускались бандиты... Ни по одному из 37 уголовных дел, возбужденных в прошлом году по коррупции, никто не был посажен. Они украли по 90, 100 и более миллионов рублей, а их осудили условно либо оштрафовали».
На самом деле ничего нового в этом заявлении нет. Еще 24 декабря прошлого года Евкуров в интервью РИА «Новости» высказался не менее жестко: «Люди, которые свыше 100 миллионов бюджетных средств похитили, в старые советские времена подлежали расстрелу, а здесь судья их выпускает, наказывая штрафом в 50, 60, 100, 300 тысяч рублей. Конечно, это трагично, это опасно… Судья, который выпускает мздоимцев, или преступник, который такие деньги ворует, хуже, чем десять хаттабов вместе взятых. Хуже. Это враг, самый большой, самый опасный, и здесь я очень неудовлетворен этой работой − борьбой с коррупцией».
Косвенно Евкурова поддержал и Сергей Степашин. В среду он рассказал в Госдуме,что по итогам проверки Счетной палаты в Ингушетии был выявлен ущерб на сумму 520 млн рублей, возбуждено 10 уголовных дел по признакам растраты, хищения средств, злоупотреблений, «где солировало все бывшее ингушское правительство». А после того как бывший премьер-министр направил письма в МВД и ФСБ о фактах давления на его подчиненных, на сайте "Ингуш.ру" появилось сообщение, что аудитор получил взятку в 1 млн 200 тыс. евро.
Так что судьям в Ингушетии работать действительно нелегко. Напомним, что именно поэтому президент Медведев внес в Госдуму законопроект, согласно которому дела о терроризме на Северном Кавказе будут рассматривать не судьи этого региона, а Верховный суд в Москве. Тем самым на самом высшем уровне было признано, что с судейским сообществом на Юге России далеко не все в порядке.
Ингушская же схватка между первой и третьей властью сконцентрировалась вокруг главы местного Верховного суда выходца из Тюмени Михаила Задворнова. С точки зрения его коллег, «вся эта кампания по дискредитации судейского корпуса ведется с целью замены неугодных президенту судей» и прежде всего их главы, который «принципиально отстаивает независимость и авторитет судебной власти», пишет «Коммерсантъ».
«Эти люди, которые сейчас жалуются на меня, сначала жаловались на председателя Верховного суда Ингушетии Задворного, а сейчас они его поддерживают, потому что он полностью попал под их влияние», − парировал в заявлении «Интерфаксу» Евкуров.
Правда, вечером он несколько смягчил тон. «Мои публичные высказывания относились к некоторым недобросовестным судьям, ко всему судейскому сообществу это не имеет никакого отношения», − подчеркнул РИА «Новости» президент Ингушетии.
А его пресс-секретарь Калой Ахильгов расставил точки над i. По его словам, судейское сообщество республики расколото на две части. И виноват в этом, прежде всего, Задворнов: «Нормальный руководитель, то есть председатель Верховного суда, такой ситуации не допустил бы. Президент призвал руководство Верховного суда России проверить ситуацию в судейском сообществе республики и навести там порядок, в том числе назначить нового председателя Верховного суда Ингушетии, который смог бы наладить нормальный процесс судопроизводства».
В Верховном суде России ситуацию пока не комментируют. Но очевидно, что разруливать ингушское судебное противостояние придется Москве.