София и Вашингтон готовы начать переговоры о размещении в Болгарии элементов противоракетной обороны (ПРО) США. Это дал понять болгарский премьер-министр Бойко Борисов. «По моему мнению, мы должны показать солидарность. Когда ты − член НАТО, ты должен работать для достижения коллективной безопасности», − приводит слова Борисова Reuters.
Американская ПРО в Европе создается для нивелирования российского тактического и оперативно-тактического ракетного оружия. США начали формирование военной инфраструктуры для военного давления на Россию
«Солидарность с нашими партнерами»
Он подчеркнул, что свое решение по этой теме должны высказать парламентарии и Еврокомиссия. Его заявление прозвучало после недавнего назначения американского посла Болгарии Джеймса Варлика, который заявил, что София могла бы сыграть «ключевую роль» в планах по развертыванию противоракетного щита в Европе.
Более того, на лекции в Атлантическом Клубе в Софии он заявил, что Вашингтон и Болгария начали неофициальные переговоры о возможном размещении ПРО. Но он оговорился, что это самая ранняя стадия переговорного процесса и США не хотят форсировать события. Он также заверил, что Штаты не вынуждают Болгарию выбирать между Вашингтоном и Москвой, потому что обе эти страны хотят видеть «процветающую Россию», с которой они хотели бы иметь хорошие отношения.
В свою очередь, президент Атлантического Клуба, бывший глава болгарского МИДа Соломон Пасси заявил, что решение по ПРО для Болгарии лежит в политической и математической плоскостях. «Думаю, что в духе установления военного сотрудничества между США и Болгарией для Болгарии будет естественно пригласить США разместить элементы противоракетного щита на своей территории», − заявил господин Соломон.
Но Бойко Борисов отказался от столь прямолинейных заявлений. «Мы ждем ответов из двух мест: Еврокомиссии, потому что мы − члены Евросоюза, и от болгарского парламента. Я считаю, что мы должны проявить солидарность с нашими партнерами», − заявил господин Борисов.
Заявления Болгарии прозвучали после недавних слов президента Румынии Траяна Бэсеску о том, что военное руководство страны согласилось на предложение президента США Барака Обамы разместить на своей территории элементы ПРО. Окончательно позиция Румынии определится после решения парламента. По мнению наблюдателей, после победы на президентских выборах господин Бэсеску обладает большим влиянием на депутатов, и парламент даст зеленый свет ПРО.
Впервые Соединенные Штаты решили разместить свою систему ПРО в Европе для защиты союзников по НАТО от гипотетических ракетных угроз со стороны Ирана и Северной Кореи во времена второго срока президента Джорджа Буша-младшего. В качестве площадки были выбраны Польша и Чехия. В первой планировалось поставить 10 противоракет шахтного базирования, а во второй – сферический радар, служащий для обнаружения целей и наводки ракет-перехватчиков.
Москва сочла возможное появление таких систем в Восточной Европе угрозой национальной безопасности России. Неоднократные попытки Кремля прийти с администрацией Буша к компромиссу успехом не увенчались. Тогда президент России Дмитрий Медведев заявил, что в случае реализации американцами планов по ПРО Москва разместит в Калининградской области оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер». Также российский лидер отказался от планов расформировать ракетные дивизии в Калужской области.
Отметим, что эти заявления Медведев сделал во время своего первого послания Федеральному собранию 5 ноября 2008 года. На другой половине земного шара в это время праздновал победу на президентских выборах сенатор от Иллинойса Барак Хусейн Обама.
Придя к власти, новая американская администрация изменила стратегию Буша по ПРО. Сенсационное заявление было сделано в августе прошлого года. Главное – было решено отказаться размещать элементы ПРО в Польше и Чехии. Тогда же сообщалось, что США не забыли европейских партнеров, и элементы ПРО появятся в других странах – подальше от российских границ.
#{weapon}
Однако после заявлений Бухареста министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил о договоренности Медведева и Обамы провести совместный анализ угроз и рисков ракетного распространения. В связи с этим он потребовал «исчерпывающих объяснений» от Вашингтона. Там, впрочем, заявили, что элементы системы ПРО в Румынии не направлены против России.
«Давление на Россию»
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков уверен, что появление элементов американской ПРО в Болгарии «непосредственно угрожает России». Он не исключает, что следующей страной в этом списке окажется Грузия, которая ранее изъявила желание предоставить территорию американцам.
«Американская ПРО в Европе создается для нивелирования российского тактического и оперативно-тактического ракетного оружия. США начали формирование военной инфраструктуры для военного давления на Россию», − заявил Сивков газете ВЗГЛЯД.
Комментируя заявления США о защите Европы от Ирана и Северной Кореи, господин Сивков назвал это «дикой глупостью».
«Иран расположен от Румынии на расстоянии более полутора тысяч километров. И у Ирана нет таких ракет. Американцы назвали блефом заявления иранского президента Махмуда Ахмадинежада о способности Тегерана обогащать уран до 20%. Это полностью нивелирует заявления американцев о возможности Ирана создать ядерное оружие, для которого нужен уран, обогащенный до 90%», − сказал военный эксперт, не исключив, что так американцы реагируют на появление новой Военной доктрины России, которая предусматривает «превентивное нанесение ядерных ударов».
Однако старший эксперт Центра политической конъюнктуры России Максим Минаев рассматривает последние заявления как продолжение переформатирования США планов по ПРО и также не исключил подключение к проекту Грузии.
«Вашингтон выполняет план, который был анонсирован в сентябре, с некоторыми корректировками, которые допустимы. Потому что не было понятно, что из себя будет представлять новая система ПРО. По своему охвату она предполагает даже более мощную конструкцию, чем та, которая должна была появиться в Польше и Чехии», − сказал Минаев газете ВЗГЛЯД.
Политолог уверен, что слова Борисова об ожидании решения Еврокомиссии − чистая формальность, потому что ПРО − сугубо американский проект, который ориентирован на сдерживание ракетного потенциала Ирана.
Говоря о возможной реакции Москвы, политолог советует ориентироваться на осенние договоренности между Медведевым и Обамой в Нью-Йорке. «Все необходимые вопросы Медведев должен был задать Обаме 24 сентября. Сейчас заявления Лаврова и Рогозина, на мой взгляд, не смогут коренным образом повлиять на развитие ситуации», − уверен эксперт.
Минаев полагает, что Москва в какой-то степени упустила момент. «Четыре месяца (после объявления США о новой стратегии по ПРО), которые были в распоряжении российской стороны, не были использованы. А тем временем переговоры между США и их союзниками велись».