Признание результатов президентских выборов в Белоруссии со стороны Запада остается под угрозой. Предварительные комментарии оттуда звучат весьма критичные. Главные причины – непрозрачность подсчета голосов и брутальный разгон оппозиционной демонстрации вечером после голосования 19 декабря.
То ли это выборы, то ли реалити-шоу «За стеклом
За участие в воскресной акции протеста были задержаны более 600 оппозиционеров, в том числе семеро из девяти альтернативных кандидатов в президенты. Заведено уголовное дело за организацию массовых беспорядков, что может грозить 15 годами лишения свободы. И эта угроза вполне реальна: после выборов 2006 года как раз за несанкционированную акцию протеста на пять с половиной лет был осужден тогдашний соперник Лукашенко Александр Козулин.
Задержанные кандидаты, которые находятся в КГБ, весь понедельник делают один за другим публичные заявления, осуждающие вчерашние беспорядки. «Нашелся ряд людей, которым захотелось устроить провокацию. Конечно, жаль, что это закончилось битьем окон, ломанием дверей. Хотелось бы, чтобы было по-другому, по-мирному», – сказал, например, кандидат от партии «Белорусский народный фронт» Григорий Костусев.
#{image=471231}Но если Костусев допускает, что провокаторы могли быть как со стороны властей, так и из рядов оппозиции, то оставшийся на свободе зампредседателя Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук попенял именно коллегам по демократическим силам.
«К сожалению, во время митинга на Октябрьской площади Статкевич, Санников и Рымашевский призвали и повели людей на площадь Независимости. Там ими были спровоцированы беспорядки и осуществлена попытка захвата здания Дома правительства. Под угрозой оказались жизни тысяч человек», – поспешил отреагировать на произошедшее политик.
Александр Тихомиров (Фото: bsu.by) |
Романчук уверен, что «революции в Белоруссии разрушают демократию», а массовые акции с применением силы «не способны создать атмосферу для полноценного общественного диалога».
Заступился за избитую оппозицию Запад. Так, глава миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ Тони Ллойд заявил, что выборы в Беларуси нельзя признать свободными и демократичными. Он указал на аресты оппозиционеров и на сомнения в честности подсчета голосов. Речь идет о неприкосновенности содержания урн в период пятидневного досрочного голосования, результаты которого серьезно отличаются от итогов основного дня голосования в пользу Александра Лукашенко. «Выборы не смогли дать Белоруссии старта в будущее, которого она заслуживает», – так Ллойд выразил разочарование обманутыми ожиданиями.
А вот у миссии наблюдателей от СНГ претензий к выборам по-белорусски нет, хотя в разгар недавнего конфликта Минска и Москвы многие эксперты полагали, что Россия может поставить под сомнение честность победы Лукашенко.
Сам Лукашенко уже успел опровергнуть закравшиеся у Запада подозрения. «Открытость и прозрачность была такая, что люди уже путались: то ли это выборы, то ли реалити-шоу «За стеклом». Я не знаю, что еще мы в Белоруссии не сделали, чтобы выборы соответствовали международным стандартам», – заявил он на пресс-конференции в понедельник.
Прогноз касательно перспектив признания президентских выборов в Белоруссии в интервью газете ВЗГЛЯД дал минский политолог Александр Тихомиров.
ВЗГЛЯД: Пока ни официальная Москва, ни Брюссель не комментируют итоги прошедших в республике выборов. На этот раз оценки будут отличаться от тех, что давались Россией и Западом по итогам прошлых голосований?
Александр Тихомиров: Есть понятие «признание» – то есть на официальном уровне, с соответствующими заключениями и поздравлениями. А есть понятие «согласие» с результатами выборов – признание их де-факто. Так вот, со стороны стран СНГ будет признание, а государства ЕС согласятся с сохранением статус-кво. Позитива в оценках того, как прошли эти выборы, не прибавится. Потому что изменений в сторону демократизации мало.
ВЗГЛЯД: Белорусская оппозиция уже который год мечтает о революции. Однако действия по лекалам событий, которые приводили к смене власти в ряде европейских стран последних лет, к успеху не приводят. В воскресенье случилось очередное поражение. Почему?
А. Т.: Все элементарно. Просто по-прежнему Лукашенко имеет поддержку значительной части населения – большую, чем оппозиция. По конкретным цифрам можно спорить и сомневаться, но суть такова. Оппозиция вновь не сумела донести до народа внятную альтернативу. А власти умело этим воспользовались, нейтрализовав все риски.
ВЗГЛЯД: Штурм Дома правительства – это был сценарий или импровизация?
А. Т.: Конечно, это была эмоция. Многие были настроены по-боевому, политический накал в обществе больше, чем в период выборов 2006 года. Однако он недостаточен для оказания серьезного давления на власть, в том числе посредством уличных протестов. Теперь вот заявления некоторых кандидатов с осуждением беспорядков – это попытка сохранить лицо.
ВЗГЛЯД: Какие структурные или идеологические изменения могут ожидать оппозицию после поражения на этих выборах?
А. Т.: Главное, с чем уже долгое время не может разобраться оппозиция, – это внутренний раздрай. Эти выборы, в том числе события на площади, показали, что в ближайшее время он сохранится.