Россия и США почти закончили работу по подписанию нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Об этом в четверг сообщил «Интерфаксу» американский источник. Отметим, что сейчас в Москве находятся помощник президента США по национальной безопасности генерал Джеймс Джонс и председатель комитета начальников штабов США адмирал Майк Малин. Они прилетели обсудить последние нерешенные вопросы, мешающие подписать документ.
Мы должны исходить из синхронности ратификационных процедур соответствующих документов
О решении заключить новый СНВ договорились президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама во время приезда американского лидера в Москву в июле прошлого года. Планировалось, что торжественная церемония пройдет до 5 декабря прошлого года, когда заканчивался срок действия документа. Однако этого не произошло, потому что стороны не успели уладить некоторые моменты, главным образом в области контроля американцами российских ракетных комплексов «Тополь-М». У США нет таких вооружений, поэтому Москва оказалась бы в менее выгодном положении, в связи с чем Россия настаивала на том, чтобы такого контроля вовсе не было.
Нерешенные вопросы обсуждали в последнее время российская и американская делегации, которые провели несколько раундов переговоров в Женеве за закрытыми дверями. Американские дипломаты на условиях анонимности сообщали, что работа практически завершена и остаются несколько технических моментов. Речь идет о точном юридическом соответствии русской и английской версии договора и контроле исполнения нового СНВ.
Говоря о сроках подписания, источник заявил, что обе стороны стремятся успеть сделать это до апрельской международной конференции в Вашингтоне по ядерному разоружению. Впрочем, эта информация появилась еще в середине декабря прошлого года.
В среду посол США в Москве Джон Байерли заявил «Эху Москвы», что договор можно заключить и до апреля.
«Я бы надеялся, чтобы как можно скорее после подготовки – парафирования нашими переговорщиками нового договора − президенты смогут его официально формально подписать. Потому что только после подписания договор идет на ратификацию, так что с этой точки зрения ждать до апреля – может быть, слишком затянутый срок», − пояснил посол.
Отметим, что задержка с подписанием вызвала разговоры о пробуксовке «перезагрузки» отношений между Россией и США, которая началась после ухода с поста президента Джорджа Буша-младшего. Однако источник в Вашингтоне заявляет, что отношения активно развиваются. Новым важным элементом сотрудничества стало двустороннее соглашение по транзиту американских грузов в Афганистан через Россию.
«Соглашение по афганскому транзиту между Россией и США стало новым отличительным элементом в политике администрации Обамы в отношении России по сравнению с предыдущей администрацией», − заявил источник.
Он напомнил о первом полете в рамках этого транзита, добавив, что за ним последуют другие. «По Афганистану мы делаем вместе уже очень многое, включая подготовку афганских полицейских и представителей правоохранительных органов республик Средней Азии», − добавил дипломат.
Тем не менее самым четким сигналом действия «перезагрузки» станет появление нового СНВ. Прежний документ был подписан 18 лет назад, но вступил в силу только в 1994 году. Он обязывал Россию и США сократить количество ядерных боеголовок до 6 тысяч, а их носителей – до 1600 с каждой стороны. В 2002 году в Москве стороны заключили дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1700−2200 единиц. Документ предусматривал взаимные инспекции объектов, на которых хранятся и уничтожаются вооружения.
Президент России Дмитрий Медведев заявил недавно, что ратификация СНВ должна быть синхронной. По его словам, или Россия и США вместе ратифицируют документ, или этот процесс не может состояться, заявил в субботу президент РФ Дмитрий Медведев.
«Мы должны исходить из синхронности ратификационных процедур соответствующих документов», − сказал он.
По его словам, это паритетная вещь, «и в этом заинтересованы оба государства». «Я считаю, что наши американские партнеры об этом должны знать», − добавил он.
Президент подчеркивал также, что недопустима ситуация, «которая когда-то сложилась в советский период, когда Советский Союз эти документы ратифицировал, а США этого не делали».