В канун старого Нового года в нижней палате открылась весенняя сессия. На первое заседание очередного думского полугодия депутаты прибыли заметно посвежевшими. Неместный загар выгодно оттенял сияющие энтузиазмом глаза. А один из парламентариев даже решил отступить от привычного дресс-кода и дополнил белую рубашку со строгим галстуком не темным пиджаком, а ярко-зеленым жилетом.
Мы просили у Рябова хотя бы одну цифру. Но ни одной цифры, ни одного аргумента не было
Ободренные спикером Борисом Грызловым, который в очередной раз пообещал законотворцам «непростой год» и призвал их поддержать исполнительную власть в работе по трем направлениям − сохранению социальной стабильности, «обеспечению устойчивости наметившихся положительных тенденций» в экономике и наращиванию модернизации, депутаты резво ринулись в законотворческий бой. Правда, начался он неожиданно внутрипарламентской баталией.
Единоросс и глава мандатной комиссии Александр Гуров предложил на месяц лишить слова коммуниста Николая Рябова. Еще в начале декабря левый имел неосторожность распространить среди депутатов протокольное поручение, в котором назвал «воровскими» статьи бюджета, деньги по которым предполагается расходовать на содержание официальных представителей российских волостей в Москве.
«Эти утверждения депутат Рябов ничем не обосновал и каких-либо документов о разворовывании средств не предоставил», − рассказал коллегам Гуров.
Неаргументированные обвинения в мандатной комиссии сочли «недопустимыми для депутата» и предложили наказать Рябова за безответственность молчанием. Однако такой вариант развития событий устроил далеко не всех законодателей. Вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что «право выступать дают избиратели». Поэтому либерал-демократ счел «недопустимым лишение слова кого-либо из депутатов, независимо от партийной принадлежности». Более того, по мнению Жириновского, норму, которая позволяет накладывать подобное взыскание на законотворцев, надо вообще исключить из регламента Госдумы.
На защиту однопартийца ринулся и Виктор Илюхин. «Я готов во всеуслышание повторить: российская власть коррумпирована как никогда, российская власть сегодня воровата как никогда», − заявил коммунист. По его словам, только в родной для левого Тверской области за минувший год «привлечены к уголовной ответственности» два зампреда регионального правительства, шесть глав районных администраций и 13 местных депутатов.
«Вот вы часто выступаете более резко. Но всегда приводите доказательства. Мы просили у Рябова хотя бы одну цифру. Но ни одной цифры, ни одного аргумента, которые бы уличили правительство в воровстве, предоставлено не было», − обратился к коммунисту Александр Гуров.
Доводы единоросса в итоге перевесили. И большинством голосов Николай Рябов был на месяц лишен слова. Потеряв возможность высказаться, депутат покинул зал. «Это просто беспредел. Даже подсудимым дают последнее слово», − пожаловался журналистам ошарашенный решением коллег законотворец.
А карающая парламентская длань тем временем замахнулась на компьютерные игры. Представитель ЛДПР Валерий Селезнев предложил товарищам запретить видеоигру Call of Duty. По его словам, «лицемерно названная «Зовом чести» игра «содержит множественные детальные сцены насилия». Более того, в качестве одного из заданий геймеру предлагается «поучаствовать в уничтожении пассажиров российского аэропорта и убийстве сотрудников спезнаца ФСБ». Селезнев уверен, что всего этого достаточно для того, чтобы не только в приказном порядке оградить россиян от игрушки, но и обратить внимание «прокуратуры и ФСБ» на «деятельность ее официальных распространителей».
Вы против того, чтобы обиженным помогали ближние? А кто может быть ближе общественных организаций?
Закончив разговор о человеконенавистническом «Зове чести», законотворцы решили заняться созиданием. И приступили к обсуждению президентского законопроекта, который призван обеспечить господдержку социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). По словам думского представителя главы государства Гарри Минха, документ «направлен на поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность».
К таковым относятся НКО, работающие в девяти областях: соцзащита соотечественников, подготовка россиян к преодолению последствий различных ЧП, поддержка пострадавших в результате катастроф, охрана животных и окружающей среды, охрана исторических памятников, бесплатная юридическая помощь, благотворительность, просветительская деятельность и «профилактика социально опасных форм поведения граждан».
При этом список «общественно полезных» НКО может быть расширен «по инициативе федеральных, региональных или муниципальных» чиновников. Правда, госкорпорации, госкомпании, партии и религиозные организации даже при поддержке бюрократического лобби на статус социально ориентированных НКО претендовать не смогут.
После вступления закона в силу федеральные и местные чиновники будут обязаны в приоритетном порядке оказывать «общественно полезным» НКО финансовую, имущественную, информационную и консультационную помощь, предоставлять им льготы по уплате налогов и сборов, а также привлекать их к исполнению государственных и муниципальных заказов. Налоговые льготы, кстати, будут распространяться и на компании, спонсирующие деятельность «социально ориентированных» НКО.
А вот частным благотворителям на милости налоговиков рассчитывать не стоит. Как объяснил руководитель думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, после одобрения закона рассчитывать на новые льготы смогут более 200 тыс. НКО. «Принятие документа облегчит работу НКО, многим из которых власти на местах, может быть, и хотели бы оказать сегодня поддержку, но не могут этого сделать в силу ограничений в действующем законодательстве», − подчеркнул Попов.
Лицемерно названная «Зовом чести» игра «содержит множественные детальные сцены насилия
По мнению первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова, одобрение закона «создаст условия для более существенной государственной поддержки» НКО. Морозов отметил, что вступление закона в силу стимулирует решение ряда социальных проблем, до которых «у государства подчас просто не доходят руки», поднимет авторитет НКО и укрепит «самоорганизацию в обществе».
«Убежден, что реализация внесенного президентом законопроекта положительно скажется на работе некоммерческих организаций. Одновременно будет сделан еще один важный шаг по созданию условий для развития гражданского общества», − объяснил Олег Морозов.
Правда, коммунисты ему не поверили. Представитель КПРФ Сергей Обухов уверил коллег, что данный законопроект «является предвестником сбрасывания государством социальных обязательств». Левый напомнил, что идея об избыточности социальных функций государства и необходимости передать их НКО давно витает в воздухе. А занесение в список «общественно полезных» НКО, чья деятельность направлена на помощь соотечественникам в борьбе с последствиями различных катастроф, по мнению коммуниста, прямо намекает на то, что МЧС скоро превратится в неправительственную организацию.
«Бюджетные организации будут переведены в автономные НКО. На пожары будут выезжать социально ориентированные НКО по предоплате», − пугал соратников по нижней палате Сергей Обухов.
Жириновцы президентскую идею в целом поддержали, хотя руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев и высказал опасение, что пристальная госопека части НКО может привести к тому, что «под прикрытием закона здесь будут заниматься беззаконием». А эсеры устами лидера своей фракции Николая Левичева и вовсе расписались в полном одобрении законопроекта, заявив, что «сегодня НКО − это социальный хай-тек».
Эмоциональнее всего выступил единоросс Вяткин. «Вы против того, чтобы обиженным помогали ближние? А кто может быть ближе общественных организаций?» − обратился он к коммунистам.
По словам единоросса, принятия президентского законопроекта «ожидают миллионы наших сограждан, которые всегда помогают людям». И если региональные власти не станут поддерживать НКО, то место спонсоров займут иностранцы», ориентированные «на решение совершенно других задач, враждебных нашему обществу».
В результате против законопроекта выступили только коммунисты, которые еще смогут попротестовать вслух во время второго чтения.