В пятницу вечером в немецком городе Мюнхен открылась 45-я по счету Международная конференция по вопросам безопасности. Представители государств «первого ряда» традиционно используют этот формат для обсуждения актуальных вопросов международной проблематики в военной сфере. В России это благородное собрание известно благодаря в том числе речи Владимира Путина двухлетней давности, в которой ряд западных политиков увидели точку отсчета для новой холодной войны.
Третий позиционный район – это не просто дюжина антибаллистических ракет и радар. Это часть американской стратегической инфраструктуры
На сей раз российскую делегацию возглавляет вице-премьер правительства Сергей Иванов. С американской стороны главным докладчиком будет вице-президент Джо Байден, возглавлявший ранее сенатский комитет по международным делам. За свою долгую политическую карьеру он посетил более сотни стран и считается в США одним из самых опытных политиков в международной тематике.
Известно, что Сергей Иванов встретится с Джо Байденом, дабы обсудить несколько важных тем, главным образом закрытие авиабазы США «Манас» в Киргизии и размещение элементов американской ПРО в Восточной Европе.
При этом председатель конференции Вольфганг Ишингер заявил в пятницу, что Москва и Вашингтон заинтересованы начать переговоры по вопросу ПРО «с чистого листа».
В своем пятничном выступлении Сергей Иванов уже назвал условие отказа Москвы от размещения тактических ракетных комплексов «Искандер» под Калининградом. Сенсации не вышло: этого не произойдет в том случае, если США передумают создавать третий позиционный район противоракетной обороны в Польше и Чехии.
«Россия отсрочила развертывание ракет «Искандер» в Калининграде, пока Соединенные Штаты не создают третий позиционный район в Европе. Если в Польше и Чехии не будут развернуты системы ПРО, то и Россия не станет дислоцировать комплексы «Искандер» в Калининграде», – цитирует Иванова РИА «Новости».
Вице-премьер также пояснил, что, по его мнению, планы американцев создать ПРО в Европе нацелены на сдерживание ядерного ракетного потенциала России.
«Третий позиционный район – это не просто дюжина антибаллистических ракет и радар. Это часть американской стратегической инфраструктуры, нацеленной на сдерживание ядерного ракетного потенциала России», – подчеркнул он.
Россия, со своей стороны, предлагает в принципе запретить размещение стратегических наступательных вооружений за пределами национальных территорий. При этом Иванов напомнил, что договор СНВ-1, сыгравший историческую роль в процессе ядерного разоружения, истекает 5 декабря 2009 года.
«Настало время сделать следующие шаги. Важно использовать опыт проверенного временем соглашения СНВ-1 при выработке нового соглашения, включающего, в частности, запрет на размещение стратегических наступательных вооружений за пределами национальных территорий», – добавил он.
Напомним, что президент США Барак Обама уже заявлял, что его администрация намерена сосредоточиться на вопросе сокращения ядерных боеголовок. На этой неделе стало известно, что он предложит России и США сократить их число с 5 тыс. до 1 тыс. Сейчас в Белом доме подбирают команду экспертов, которая займется данным вопросом.
Предполагается, что главным переговорщиком выступит госсекретарь США Хиллари Клинтон. Американские наблюдатели подчеркивают, что Обама неслучайно решил довериться не Пентагону, а внешнеполитическому ведомству.
Между тем в пятницу Вашингтон вновь подтвердил желание сотрудничать с Москвой. Как заявил представитель госдепа Гордон Дугуд, США намерены быстро двигаться вперед в деле взаимных сокращений стратегических наступательных вооружений вместе с Россией.
Что касается прочих вопросов международной безопасности, то господин Иванов предложил США вместе с Россией стать главными вдохновителями идеи нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ).
«Нет сомнений, что режим нераспространения оружия массового уничтожения должен укрепляться посредством международного сотрудничества», – заявил вице-премьер.
И призвал к скорейшему подписанию и ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Россия ратифицировала документ в 2000 году, и поэтому все страны, «чье участие необходимо для вступления договора в силу», должны «подписать и ратифицировать его как можно скорее».
Первая реакция на слова Иванова уже поступила. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что любой процесс разоружения, в котором примет участие Россия, будет выгодным для его страны.
«Мы готовы участвовать в любом процессе разоружения при условии, что Польша станет более безопасной и не будет подвергаться угрозам. Я бы хотел жить в Польше, которой не нужна система противоракетной обороны, если бы другие страны не имели оружие, которое может быть использовано против нас», – подчеркнул Туск.