Еврокомиссия назвала нереалистичными заявления России о готовности уже сейчас перейти на безвизовый режим с Европой. Об этом заявил глава представительства Еврокомиссии в России Марк Франко.
Европа полагает, что прежде всего против отмены виз с ЕС будут спецслужбы России
«Как говорят мои коллеги в Брюсселе, это блеф. Этого (перехода на безвизовый режим в самые сжатые сроки) не случится», – цитирует «Интерфакс» Франко.
В декабре прошлого года министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса говорил о перспективе отношений Москвы с Евросоюзом.
Затронув вопрос заключения нового базового договора, министр отмечал, что документ ответит на все существующие вопросы. В идеале «большой договор», по его словам, должен со временем пополниться отдельными соглашениями. И в этом контексте речь зашла об отмене виз. По словам Лаврова, Москва готова отменить визы в любой момент.
«Мы готовы ввести безвизовый режим хоть сегодня. Безвизовый режим для всех наших граждан стал бы блестящим совместным проектом, свидетельством нашей совместной приверженности всемерному развитию связи», – заявил он.
Однако Марк Франко предположил, что такому развитию событий первой воспротивилась бы сама Россия, а в особенности – спецслужбы.
«Сначала нам необходимо достичь надежных договоренностей по транзиту, а также в области сотрудничества правоохранительных органов», – пояснил представитель Еврокомиссии.
Однако он признал, что Евросоюз сам не против отменить визовый режим с Россией. «Они (российская сторона) говорят, что готовы сделать это завтра и что мы (Евросоюз) не хотим это делать, но это неправда», – сказал Франко.
Однако в Москве еще летом прошлого года четко дали понять, что начинают прямой диалог об отмене визового режима между Россией и ЕС. Работу ведут в трех направлениях: защищенность документов, борьба с незаконной миграцией, а также сближение законодательства в сфере обеспечения правопорядка и безопасности.
В Кремле отмену виз с ЕС рассматривают как один из инструментов расширения связей
В самой Европе к такому сценарию тоже относились положительно. Министр внутренних дел Словении – тогдашнего председателя ЕС – Драгутин Мате заявлял, что Европа смотрит на это с энтузиазмом.
«Сотрудничество России и ЕС в визовой сфере имеет конечной целью упразднение виз», – говорил Мате.
Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони также обещал добиваться отмены визового режима между ЕС и Россией. Аналогичные заявления делал и Кипр. «Мы убеждаем Европу, что визы для Россиян надо отменять», – говорил министр иностранных дел государства-острова Георгиос Лилликас, подчеркнув, что «никакой угрозы в этом шаге нет».
В конце мая начать дискуссию о безвизовом режиме между Россией и ЕС предлагал министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб.
В свою очередь помощник президента России по внешней политике Сергей Приходько отмечал, что отмена визового режима с ЕС – стратегическая цель России.
«Для нас скорейший переход к безвизовому режиму с европейскими странами – это стратегическая задача. Это не лозунг – уже все понимают, что это реальность, это один из инструментов расширения связей», – говорил Приходько.
Также Россия планировала усовершенствовать существующий упрощенный визовый режим с ЕС. С июля 2007 года стало действовать подписанное в конце 2005 года соглашение об облегченном визовом режиме с Евросоюзом, согласно которому определенные категории граждан (студенты, политики, журналисты, ученые) проходят сокращенную процедуру получения виз и платят за нее единую цену.
Сейчас Россия имеет безвизовый режим с большинством стран СНГ, с некоторыми Балканскими странами (Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория), с Кубой, Эквадором, Перу, Южной Кореей, Марокко, Таиландом, Ботсваной, Сейшельскими и Мальдивскими островами, Вануату и Фиджи. В прошлом году было подписано и с ноября вступило в силу соглашение об отмене визового режима между Россией и Израилем.
Переломным этапом в диалоге между Россией и ЕС стали августовские события в Закавказье. Запад и многие страны Европы осуждали Москву за непропорциональное использование военной силы против Грузии, которая напала на Южную Осетию с целью установить там свой контроль.
Гибель российских миротворцев и мирных жителей вынудила Россию вступить в военный конфликт. При посредничестве Франции стороны заключили мирное соглашение, однако Кремль затем признал независимость Абхазии и Южной Осетии, что также было подвергнуто критике со стороны ЕС. В этой связи забуксовала работа по заключению нового базового соглашения между Россией и Европой.
Отметим также, что в середине января Сергей Лавров написал статью для сайта «Россия – Евросоюз: партнерство и успех», где он выдвинул тезис, что Москва никогда не ставила и не ставит перед собой задачи вступления в ЕС.
«Было бы наивно рассчитывать на то, что отношения Россия – ЕС будут беспроблемными, в целом ряде областей мы и сотрудничаем, и конкурируем», – констатировал шеф Смоленской площади.