В четверг Дмитрий Медведев вызвал в Кремль постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, дабы обсудить перспективы развития отношений с Североатлантическим альянсом.
Без России, и в НАТО теперь это поняли, решить какие бы то ни было проблемы в евроатлантическом регионе невозможно
В первую очередь российский лидер подтвердил свой тезис о том, что Москва заинтересована в наличии полноценных, полноправных взаимовыгодных отношений с НАТО. «Мы с вами должны исходить из посыла о том, что Российская Федерация заинтересована в отношениях с НАТО, которые не направлены против третьих стран, которые носят именно взаимовыгодный характер, отношениях эффективных, а не бумажных», – отметил Медведев и подчеркнул: «И мы к этому готовы».
По его словам, «по мере движения мы будем готовы обсуждать самые различные темы, тем более что количество проблем не уменьшилось». «Это в том числе и политическая угроза, и различные военные конфликты, вспыхивающие то тут то там и которые мы обязаны принимать в расчет при создании собственной концепции безопасности, вопросы борьбы с организованной преступностью, с наркотрафиком – это все проблемы, по которым мы сотрудничали и можем сотрудничать и далее», – заметил президент.
Постпред при НАТО в свою очередь сообщил, что, на его взгляд, кризис в отношениях России и НАТО после августовских событий в Южной Осетии даже сыграл позитивную роль. «В целом натовцы ведут себя совсем не так как раньше, можно сказать, что кризис пошел на пользу в наших отношениях», – цитирует дипломата РИА «Новости».
«Теперь из этих отношений убираются схоластические, пустые дискуссии, появляется больше заинтересованности в предметном политическом диалоге, в расширении контактов, площадок для сотрудничества», – добавил он.
Между тем Рогозин констатировал, что Брюссель не хочет извиняться за то, что было сделано и сказано в адрес Москвы. «Не хотят, но это сложно от них ожидать», – объяснил постпред.
Также он отметил, что в последнее время «НАТО предпринимает достаточно активные усилия по восстановлению отношений с Россией и дает, с их точки зрения, обнадеживающие сигналы». «То, что они взяли на себя инициативу буквально призывать Россию восстановить сотрудничество в новом формате, и есть такое своеобразное, с их точки зрения, извинение», – выразил свое мнение Рогозин.
В первую очередь, альянс заинтересован в российской помощи в Афганистане. «В Афганистане у НАТО дела очень сложные, фактически операция завязла, и натовцы крайне заинтересованы, чтобы Россия в рамках мандата Совета Безопасности ООН оказала помощь контингенту в Афганистане», – сказал Рогозин, добавив, что «без России, и они теперь это поняли, решить какие бы то ни было проблемы в евроатлантическом регионе невозможно».
«Они пока что ограничиваются тем, что благодарны России за предоставленную нами возможность обеспечивать транзит гражданских грузов для международных сил содействия в Афганистане», – продолжил Рогозин.
Кроме того, дипломат рассказал Медведеву о том, что НАТО проявляет «большой интерес» к его инициативе о новом договоре общеевропейской безопасности. «В каком-то смысле натовские делегации, работающие в штаб-квартире, рассматривают данную инициативу в качестве новой философии взаимоотношений между государствами в условиях, когда мир кардинально изменился после последней подобного рода встречи в 1975 году», – пояснил Рогозин, рассказав, что «на каждой нашей встрече с генеральным секретарем НАТО и моими коллегами постпредами идет разговор вокруг этой инициативы».
Вместе с тем, по его словам, натовцы опасаются потерять свою роль в мире в результате реализации этих инициатив, но «сказать что-то против не могут, поэтому интерес большой».
Добавим, что ранее, по возвращению с Мюнхенской конференции по безопасности, Рогозин сообщил, что Россия будет добиваться налаживания отношений с Североатлантическим альянсом на своих условиях. Так, он подчеркнул, что Москва настаивает на возвращении к принципам Римской конвенции, подписанной в 2002 году.
«Тогда речь шла о том, что мы создаем Совет Россия – НАТО, в котором участвуют не 26 стран НАТО плюс Россия, а где все 27 государств в национальном качестве на основе равноправия обсуждают проблемы безопасности», – говорил Рогозин.
При этом, как заявил постпред, Россию не устраивает, когда НАТО самостоятельно принимает решения и объявляет Москве о них. «Если Североатлантический альянс будет по-прежнему демонстрировать подобное поведение, то Россия будет предпочтительнее относиться к двустороннему сотрудничеству со странами, входящими в НАТО», – замечал дипломат, резюмировав следующим образом: «Но лед все-таки начал таять».