Бывший грузинский офицер Алик Бжания недавно получил в России статус беженца. Об этом «Интерфаксу» сообщил в четверг замначальника управления международных и общественных связей ФМС России Константин Полторанин. «Его ходатайство рассмотрено в порядке, установленном российским законодательством. Некоторое время назад он получил в России статус беженца», − сказал чиновник.
По словам Бжании, моряки уважали его за то, как он держит штурвал
Напомним, 35-летний Бжания пересек грузино-абхазскую границу 23 мая и сразу обратился к российским военным с просьбой об убежище. Он заявил, что бежал из Грузии не из-за угроз или страха, а потому что не хотел служить режиму Саакашвили. По его словам, он до последнего момента надеялся, что после августовских событий в Закавказье в 2008 году, когда грузинские военные напали на Цхинвал, Саакашвили «одумается», но этого не произошло.
«Набирается резерв, в армию призывают, то есть свой курс он не изменил. Большая часть (моего поступка) объясняется тем, что Михаил Саакашвили идет этим курсом, опять собирается начать войну с Абхазией и Южной Осетией. Я не хочу и не собираюсь воевать с Россией... с моими братьями», – рассказал он на пресс-конференции в Москве.
В Грузии он сначала служил в ВМС, а затем перешел в береговую охрану, а потом вновь вернулся на службу. По его словам, моряки уважали его за то, как он держит штурвал. В Москве Бжания живет у друга.
Отметим, что Бжания оказался не последним, кто захотел покинуть Грузию. В середине октября продюсер грузинского телеканала «Имеди» Бадри Афанасьев тоже попросил политического убежища в России. Заявление об этом он подал в пограничное управление ФСБ на контрольно-пропускном посту «Яраг-Казмаляр» в Магарамкентском районе Дагестана.
Афанасьев родился в 1956 году, в 1992–1993 годах в должности командира специальных вооруженных сил Грузии участвовал в грузино-абхазском конфликте, затем работал начальником службы безопасности губернатора западной Грузии Гено Георгадзе.
Афанасьев рассказал, что после смерти спонсора «Имеди» − грузинского олигарха, друга Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили − его начали преследовать грузинские спецслужбы. Они требовали подписать фальсифицированные документы, компрометирующие Патаркацишвили. В связи с этим Афанасьев решился покинуть территорию Грузии.
В июне также сообщалось о двух солдатах грузинской армии, которые перешли через границу с аналогичной целью. Кроме того, в августе 2008 года, после грузино-югоосетинского конфликта и последовавшей за ним операции по принуждению к миру, увеличился поток в Россию беженцев из этой страны.
Отметим, что просьбы о предоставлении убежища исходят и от российских военных. В начале 2009 года через грузино-южноосетинскую границу перешел сержант Александр Глухов, который в июне получил статус политического беженца. В июле того же года за ним последовал рядовой Российской армии Дмитрий Артемьев, как и Глухов, проходивший службу в расквартированных в Южной Осетии частях. Он также получил статус политического беженца.