Разговоры о том, что США в будущем могут привлечь страны, не входящие в НАТО, для размещения элементов своей противоракетной обороны в Европе, вызывают у России озабоченность. Об этом сообщил в четверг замминистра иностранных дел России Сергей Рябков. Так он прокомментировал заявление Киева о переговорах с Вашингтоном о возможности использования украинских радаров в рамках американской ПРО.
В России не скрывали, что главная причина отказа от украинских радаров – в моральном устаревании и выработке ресурса
«Мы внимательно отслеживаем ситуацию, и сказать, что она нас обнадеживает, было бы преувеличением», − передает слова дипломата РИА «Новости».
О том, что Киев и Вашингтон обсуждают возможность использования украинских радиолокационных станций, в четверг заявил посол Украины в США Олег Шамшур. По его словам, учитывая изменения в подходах к архитектуре мировой безопасности в свете сближения позиций США и России, возможность вовлечения в эти процессы Украины «выглядит вполне естественной и конструктивной», передает УНИАН.
Отметим, что слова посла идут вразрез с заявлениями высокопоставленных американских и украинских лиц, которые последовали после высказываний помощника главы Пентагона по международной безопасности Александра Вершбоу, который до этого несколько лет проработал послом США в России.
Напомним, тогда Вершбоу заявил, что американцы в интересах обеспечения безопасности европейских партнеров могут разместить радары раннего предупреждения о ракетных пусках на Украине. Он также отметил, что украинские официальные лица заинтересовались реализацией этого амбициозного проекта.
Правда, в Киеве сразу после заявлений официально эту информацию не подтвердили. Более того, тогдашний и.о. министра иностранных дел страны Владимир Хандогий подчеркнул, что Украина не увязывает вопрос собственной безопасности с планами размещения американской ПРО в Европе. Позднее новый глава украинского МИДа Петр Порошенко добавил, что «размещение ПРО на территории Украины будет незаконным», так как конституцией запрещено размещение на территории страны зарубежных военных объектов.
Также известно, что свои территории для американских радаров с удовольствием предоставит Грузия, которая в результате августовского конфликта в Закавказье в прошлом году потеряла контроль над Абхазией и Южной Осетией.
При этом заявления господина Вершбоу прозвучали незадолго до приезда в Россию госсекретаря Хиллари Клинтон вместе с внушительной делегацией дипломатов и советников. Один из них – помощник президента США по России и Евразии Майкл Макфол − заверил, что США не планируют размещать ПРО на Украине, а заявления Вершбоу, по его словам, «неправильно поняли». Однако он признал, что американские власти рассматривают все возможные варианты сотрудничества с любыми государствами по этому вопросу.
Также Макфол признал, что США хотели бы иметь элементы ПРО на Кавказе, но конкретная площадка еще не выбрана. «На наш взгляд, понятие Кавказа намного шире, чем в общепринятом в России представлении. Я хочу напомнить, что у России в этой части мира тоже есть свои радары. И если мы будем работать над этим, то мы можем оказаться друг другу полезными», – пояснил он.
В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал заявление Вершбоу «экстравагантным и достаточно неожиданным». По его словам, в Москве постоянно слышат заявления, «которые создают больше вопросов, чем дают ответов».
Сама Хиллари Клинтон тоже опровергла возможное размещение элементов ПРО США на Украине или в Грузии. «Я знаю, что это очень беспокоит Российскую Федерацию. Вот почему нам хочется снять эту озабоченность, вот почему хочется иметь совместную программу противоракетной обороны», – сказала глава внешнеполитического ведомства США.
Слова госпожи Клинтон подтвердил президент Украины Виктор Ющенко, заявив, что Киев не получал предложения Вашингтона использовать элементы ПРО на своей территории.
Стоит отметить, что если Александр Вершбоу говорил о возможности размещения на Украине новых объектов, то посол Олег Шамшур заявил о консультациях по поводу использования существующих на территории его страны РЛС, две из которых – самые крупные – находятся в Севастополе, в Крыму, и в Мукачево Закарпатской области. До февраля прошлого года информацию с них получала Россия, но после введения на опытно-боевое дежурство новейшего радара «Воронеж-ДМ» под Армавиром денонсировала соответствующее соглашение.
При этом в России не скрывали, что главная причина отказа от украинских радаров − в моральном устаревании и выработке ресурса, потому что достоверность получаемой информации начала вызывать сомнения.
Отметим, что украинские РЛС представляют вторую очередь системы СПРН «Днепр» (в первую входили станции в Балхаше, Мишелевке и Скрунде). Они заступили на боевое дежурство 16 января 1979 года. По мнению экспертов, некоторые элементы конструкции либо вовсе не поддаются модернизации, либо это слишком затратно. Правда, в Киеве тогда не исключали, что в будущем удастся заключить новое соглашение с Москвой и продлить эксплуатацию станций до 2015 года, а в перспективе – до 2020-го.