Министр иностранных дел России Сергей Лавров в среду встретился в Нью-Йорке с госсекретарем США Кондолизой Райс. Эта встреча была запланирована заранее и оказалась первой после военной операции России по принуждению Грузии к миру за нападение на Южную Осетию. После этого Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии и сейчас идет подготовка к налаживанию дипломатических отношений.
Было бы безответственным, если бы события на Кавказе повлияли на отношения двух стран и на сотрудничество России и США
США с начала конфликта на Кавказе заняли жесткую прогрузинскую позицию, критикуя действия Москвы за нарушение территориальной целостности Грузии. Более того, официальный Вашингтон не раз заявлял, что Россия пошла по пути самоизоляции.
В связи с этим встреча вышла очень напряженной и ее главные участники сначала отказались от комментариев. Тем не менее, первым подробности приватной беседы раскрыл помощник Кондолизы Райс Даниэль Фрид.
Со ссылкой на его слова агентство Reuters сообщило, что глава американской дипломатии вновь раскритиковала Россию. Кондолиза Райс сказала Сергею Лаврову, что Россия совершила ошибку и ее действия не получили широкой международной поддержки, а лишь подорвали ее авторитет. На это Лавров ответил, что Москва «вообще не чувствует себя в изоляции».
Также министр убежден, что из-за противоречий по Кавказу обе стороны не должны прерывать сотрудничество «в важных областях». Об этом Лавров заявил на встрече с экспертами и политологами в Совете по международным отношениям.
«Была обсуждена и ситуация на Кавказе, по которой стороны не видят общих точек понимания», - рассказал российский министр. Сам он во время переговоров выяснял, «по каким вопросом США готовы сотрудничать с Россией, по каким - нет». В результате министр пришел к выводу, что «прагматизм в наших отношениях берет верх над эмоциями».
Что касается восстановления отношений до уровня, предшествовавшего военному конфликту на Кавказе, то «потребуется время». Но «ни Россия, ни США не собираются делать эту тему камнем преткновения».
«Было бы безответственным, если бы события на Кавказе повлияли на отношения двух стран и на сотрудничество России и США по урегулированию проблем вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи», - цитирует Лаврова BBC.
Доказательством того, что нет никаких признаков международной изоляции, по словам Лаврова, служит то, что он «никогда не получал такого количества просьб о встречах, как в ходе нынешней сессии Генассамблеи ООН». Действительно, до конца недели Лавров проведет более 50 переговоров с зарубежными представителями. Среди них будут министры иностранных дел всех стран Евросоюза.
Глава российской дипломатии намерен обсуждать с ними создание в Европе новой архитектуры безопасности. Первым эту идею предложил президент России Дмитрий Медведев. Эскалация насилия в зоне грузино-осетинского конфликта доказала, что существующие механизмы неэффективны.
«Интерес к мнению России в мире огромный», - заявил Сергей Лавров.
На переговорах Райс с Лавровым не осталась без внимания встреча представителей «шестерки» международных посредников по иранскому ядерному досье. Накануне сообщалось, что 25 сентября она не состоится.
Госдепартамент обвинил в срыве переговоров Москву. По словам Лаврова, «состояние вопроса по иранской ядерной программе сейчас не требует каких-то экстраординарных мер».
Однако иранский вопрос все-таки обсудят, но на другом уровне. Как успел заявить глава внешнеполитического ведомства Франции Бернар Кушнер, в ближайшее время встретятся директора политических департаментов МИДов «шестерки».
По мнению Москвы, главную роль в урегулировании иранской ядерной программы по-прежнему играет МАГАТЭ.
«Иранская сторона продолжает сотрудничать. Хотя мы бы хотели, чтобы это сотрудничество было более эффективным, более быстрыми темпами, но каких-то кризисных явлений в этом переговорном процессе мы не видим», - заявил Сергей Лавров.