В Нью-Йорке проходит 63-я Генассамблея ООН. Со вторника там идут общеполитические дискуссии. Мировые лидеры, выступая с трибуны ООН, затрагивают актуальные проблемы, которые встают не только перед их странами, но и всем мировым сообществом.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад уверен, что абхазы и осетины стали жертвами провокационных действий НАТО
Во вторник с трибуны ООН выступили президенты США, Бразилии, Ирана, Аргентины, Габона, Грузии, Литвы, Франции и многих других стран.
Выступление президента Грузии Михаила Саакашвили касалось событий на Кавказе. Его речь была крайне эмоциональной и экспрессивной. Для начала он призвал государства – члены ООН следовать политике непризнания независимости Южной Осетии и предложил создать в рамках ООН механизм по разрешению конфликта и «мирному воссоединению всех частей Грузии». По его словам, ООН не должна допустить, чтобы Россия «растоптала международные принципы».
«Что эта организация собирается делать? Встать на защиту своих принципов или позволить танкам и сапогам тех, кто совершает этнические чистки, растоптать их?» – задался вопросом Саакашвили.
Он пообещал «сражаться со всем спектром агрессии и авторитаризма» всеми имеющимися у Грузии арсеналами. «Это станет не чем иным, как второй «революцией роз», – пообещал Михаил Саакашвили.
«Если наша первая революция была направлена на недопущение восстановления распадающегося государства, охваченного коррупцией, то вторая будет направлена на более серьезный вызов, идущий извне», – пояснил президент.
После пятидневной войны в зоне грузино-осетинского конфликта с 8 по 12 августа Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Ее примеру последовала латиноамериканская страна Никарагуа.
В России не рассчитывают на скорейшее признание двух республик со стороны мирового сообщества. Но не исключают, что в течение нескольких лет число таких стран перевалит за десяток.
О ситуации на Кавказе говорил не только Михаил Саакашвили. До него эту тему подняли президенты США и Франции. Вашингтон занимает строго прогрузинскую позицию, считая Грузию оплотом демократии на постсоветском пространстве. Париж, председательствующий в Евросоюзе, взял на себя миротворческую миссию, занявшись челночной дипломатией между Москвой и Тбилиси.
Стороны конфликта подписали мирный план урегулирования Медведева – Саркози. Чтобы избежать в будущем вспышек насилия, на территории Абхазии и Южной Осетии появятся российские военнослужащие, а в буферных зонах в Грузии – международные представители.
Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию своей территорией и заявляет об оккупации своих земель. Вашингтон требует соблюдения территориальной целостности Грузии и пересмотра Москвой решения насчет признания независимости Сухума и Цхинвала.
Выступая с трибуны ООН, Михаил Саакашвили одобрил идею провести независимое расследование причин и последствий конфликта в Южной Осетии и призвал стороны соблюдать договоренности о прекращении огня. В начале недели Тбилиси сообщал об убийстве трех грузинских полицейских (10, 12 и 21 сентября) на приграничных зонах с Южной Осетией. Во вторник Грузия заявила об уничтожении российского беспилотного самолета-шпиона, что опровергли представители российских миротворцев.
Что касается независимого расследования в регионе, то Михаил Саакашвили считает, что не должно создаваться никаких препятствий для доступа ко всем соответствующим документам, разведданным и официальным лицам, имеющим отношение к событиям в Южной Осетии и Грузии в начале августа.
«Мое правительство готово поделиться любыми уликами и обеспечить доступ к любому свидетелю, который будет необходим для следователей. Мы призываем другие стороны этого конфликта полностью сотрудничать с расследованием и не чинить ему препятствий», – пообещал грузинский лидер.
Грузинскую проблематику также затронул президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Он уверен, что абхазы и осетины стали жертвами провокационных действий НАТО.
«Жизни, собственность и права народов Грузии, Осетии и Абхазии стали жертвами тенденций и провокаций НАТО и определенных западных держав, военных соглашений», – заявил г-н Ахмадинежад.
Иранский президент не отказал себе в удовольствии сделать несколько жестких выпадов в адрес США и Израиля. Еще он пообещал и дальше развивать ядерную программу Тегерана, но не отказываться при этом от переговоров по этому вопросу с мировым сообществом.