В четверг президент Белоруссии Александр Лукашенко выказал «понимание» того, что Россия официально признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Если Абхазия и Южная Осетия войдут в Союзное государство, Белоруссия останется в меньшинстве
«В сложившейся ситуации у России не было иного морального выбора, кроме как поддержать обращение народов Южной Осетии и Абхазии о признании их права на самоопределение в соответствии с основополагающими международными документами», – говорится в послании президента Белоруссии к президенту России, распространенном пресс-службой главы белорусского государства.
От себя Минск предлагает вынести данный вопрос на рассмотрение Совета коллективной безопасности ОДКБ, который состоится 5 сентября 2008 года, и принять консолидированную позицию государств-участников. В послании также подчеркивается, что Белоруссия «остается надежным и последовательным союзником России».
Интересно, что выражение союзнических намерений последовало на следующий день после заявлений российского посла в Минске Александра Сурикова (аналогичная последовательность прослеживалась и по вопросу осуждения грузинской агрессии). «Признать суверенитет или не признать – это суверенное право Беларуси, но мы, честно говоря, на это рассчитываем, как на самого близкого партнера Российской Федерации», – цитирует слова Сурикова ИА «Интерфакс-Запад».
Между тем, действительно ли Белоруссия признает независимость Абхазии и Южной Осетии или воздержится, пока неизвестно, а мнения экспертов разделились. Так, в интервью газете ВЗГЛЯД заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Анатолий Красуцкий отметил, что «в самом послании четко высказана позиция нашей страны».
«Де-факто это уже признание независимости этих республик. И я думаю, что к этому решению в будущем присоединятся и другие страны», – подчеркнул Красуцкий, добавив, что возможная негативная реакция на подобные действия Белоруссию не пугает.
Другую точку зрения газете ВЗГЛЯД высказал политолог Валерий Карбалевич. «Из послания следует, что Белоруссия так и не признала независимости Абхазии и Южной Осетии. Лукашенко уклонился от поддержки России. С одной стороны, положительно оценил ее позицию, а вот независимость не признал», – отметил политолог.
Политолог замечает, что белорусский президент поставил свое решение в зависимость от точки зрения стран-членов ОДКБ. «Мы не хотим быть единственной страной, которая поддержит Россию, а если все вместе, тогда не страшно», – пояснил он.
Идентичная ситуация возникла и во время самого конфликта: поддержку России Белоруссия высказала только после встречи Лукашенко и Медведева. «Неизвестно, заплатила ли Россия за эту поддержку, но торг, очевидно, шел», – предположил эксперт.
Тем не менее, в Минске сейчас активно обсуждается возможность вхождения Абхазии и Южной Осетии в Союзное государство Белоруссии и России. Ранее об этом заявлял и посол России.
«Я не исключаю этой возможности, но для того, чтобы попасть в Союзное государство, нужно как минимум признание Белоруссией», – подчеркнул Суриков.
При этом, по мнению Карбалевича, даже если требуемое признание состоится, Минск будет притормаживать процесс присоединения к СГ Цхинвала и Сухума. «Лукашенко невыгодно, чтобы Абхазия и Южная Осетия были в составе Союзного государства, так как Россия и две республики будут выступать единым фронтом во время голосования, а Белоруссия останется в меньшинстве», – отметил политолог.
Еще одна причина возможного промедления в том, что признание Абхазии и Южной Осетии может сыграть против политики официального Минска на сближение с Западом. «Мой прогноз таков: Белоруссия признает независимость Абхазии и Южной Осетии с большой неохотой, под большим давлением и за отдельную плату», – заключил эксперт.