В среду вечером премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт сказал то, чего от него так давно ждали. В специальном телеобращении к гражданам он подтвердил, что уходит из политики. В сентябре в правящей партии «Кадима» пройдут праймериз, участвовать в которых действующий премьер не намерен.
Самым вероятным сменщиком Ольмерта считают «королеву МИДа» Ципи Ливни
«Я принял решение не участвовать в праймериз и не буду вмешиваться в ход выборов. Когда будет избран новый председатель, я уйду со своего поста с честью и достоинством», – цитирует Ольмерта РИА «Новости».
На фразе «с честью и достоинством» акцент сделан не случайно. Поговаривали, что в начале августа Ольмерт уйдет в отпуск, – так он смог бы избежать позорной отставки с поста премьера. Однако Ольмерт, судя по всему, решил, что бежать ниже его достоинства.
Как бы там ни было, отставка Ольмерта была неминуема. За премьером микроскопический рейтинг и коррупционные скандалы, при этом население дружно закрывает глаза на то, что экономические и социальные успехи его кабинета можно смело назвать выдающимися. Ольмерта объективно не любят, ему не собирались ничего прощать, хотя его предшественнику – Ариэлю Шарону – прощали куда большее. Политологи уже окрестили это «синдромом неудачника».
Однако премьер боролся до конца. Даже когда коррупционные скандалы с его участием достигли апогея, Ольмерт настаивал, что должен сохранить за собой пост, просил подождать до конца следствия или хотя бы завершения слушаний по делу Талански (главный свидетель обвинения), – не помогло. Министр обороны и партнер по правящей коалиции Эхуд Барак поставил премьера перед ультиматумом – либо он называет дату праймериз, либо вопрос о проведении досрочных выборов будет поднят Кнессетом. И Ольмерт выбросил белый флаг.
«Он предпочел государственные интересы личным. Он выступил с речью, достойной настоящего лидера. Я очень надеюсь, что люди запомнят этот по-настоящему хороший период в жизни страны, несмотря на все трудности, и поблагодарят премьер-министра», – заявил по этому поводу агентству «Курсор» депутат Кнессета Отниэль Шнеллер, один из наиболее приближенных к главе правительства людей.
Его коллега – Марина Солодкина – была более сдержана в оценках. «Эхуд Ольмерт сделал то, что он должен был сделать давно, однако лучше поздно, чем никогда. «Кадима» за последний год упустила несколько возможностей вновь продемонстрировать себя правящей партией. Кто бы ни был избран, он обязан продемонстрировать лидерство и таким образом вновь завоевать авторитет в глазах избирателей».
Депутат Зеэв Элькин был еще жестче, заявив, что предпочел бы немедленную отставку премьера.
Самым вероятным сменщиком Ольмерта считают «королеву МИДа» Ципи Ливни – наиболее популярного политика в «Кадиме». К слову, идею внутрипартийных праймериз впервые озвучила именно она.
Неплохие шансы и у министра транспорта Шауль Мофаз. Его внутрипартийная популярность заметно ниже, но имеет тенденцию к росту. Кроме того, ряд партнеров «Кадимы» по коалиции считают Ливни «неприемлемым вариантом».
К слову, победа Ливни на праймериз (и автоматическое назначение премьером) обеспечило бы преемственность политики Ольмерта в том, что касается ближневосточного урегулирования. Делегацию Израиля на ключевых переговорах с палестинцами возглавляла именно она.
С Сирией, с которой Израиль сейчас ведет переговоры на предмет заключения мира, впрочем, сложнее. Противников возвращения Голанских высот (главное требование Дамаска) в разы больше, чем сторонников, и на развал коалиции (какой бы она ни была) Ливни, скорее всего, не пойдет, благо чревато это новыми выборами, победу на которых сулят оппозиционной партии «Ликуд».
Если же «Ликуд» придет к власти, все мирные наработки будут тут же списаны в утиль. Оппозиция неоднократно обвиняла Ольмерта в «предательстве национальных интересов», причем касалось это и переговоров с Дамаском, и диалога с Палестинской автономией.