Южная Осетия, площадь которой не превышает 4 тыс. кв. км, вновь привлекла к себе повышенное внимание.
Пусть сепаратисты даже на уши встанут, мы ни на шаг назад не уйдем
В частности, непризнанная республика перевела на казарменный режим подразделения своего МВД, благо сведения о столкновениях в окрестностях Сарабукской высоты поступают теперь регулярно.
Грузия уверяет, что осетины стараются отбить стратегическую высоту в 5 км от Цхинвали. Южная Осетия в свою очередь обвиняет грузин в обстрелах близлежащих сел. Так, в ночь на среду был ранен 36-летний сотрудник правоохранительных органов Южной Осетии Сослан Алборов. Его состояние врачи оценивают как стабильное.
Мониторинги, проведенные наблюдателями ОБСЕ и представителями ССПМ (в том числе российскими миротворцами), ясной картины не дали.
Ввиду критической ситуации президент Южной Осетии Эдуард Кокойты предложил увеличить российский и югоосетинский миротворческие батальоны на 300 штыков каждый. «Сегодня ресурсов не хватает», – сказал Кокойты на пресс-конференции во Владикавказе.
При этом он лишний раз подчеркнул, что выводить ССПМ, которые несут службу по Дагомысским соглашениям России и Грузии от 1992 года, нельзя ни в коем случае. «Миротворческая операция, которая проводится в зоне грузино-осетинского конфликта, уникальна. Не дай Бог нам таких миротворцев, которые сегодня в Ираке, Афганистане и других горячих точках», – отрезал он.
Однако Грузия скорее настроена поменять формат операции, отдав приоритет не военным, а МВД. «Фактически грузинский батальон миротворческих сил и так в меньшинстве, так как реально российский и осетинский батальоны действуют сообща», – заявил председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия. «Представим, что наших миротворцев становится на триста больше, значит, тех станет больше на 600», – сказал он.
Виду этого «неразумно говорить о росте численности миротворцев, когда мы говорим о необходимости изменения формата миротворческой операции». «Российские миротворцы не справляются с миссией ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Мы не будем рассматривать вопрос увеличения численности миротворцев в Южной Осетии, значит, нет и теоретического шанса сделать это без нашего согласия», – подчеркнул Малашхия.
Представитель Объединенного штаба Вооруженных сил Мамука Курашвили в свою очередь заявил, что, несмотря на атаки на посты грузинских миротворцев, те «мотивированы» и готовы отвечать «адекватно». «Пусть сепаратисты даже на уши встанут, мы ни на шаг назад не уйдем», – пообещал он.
К слову, председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе обвинил в провокациях со стрельбой самого Кокойты. «Он стоит на пути, который очень быстро доведет его до политического конца», – пообещал второе лицо Грузии.
В Цхинвали не исключают и более масштабных столкновений. Тем более что в ближайшее время армия Грузии увеличится на 5 тыс. военных и станет 37-тысячной. По словам Кокойты, у Грузии «очень серьезные и агрессивные намерения в отношении Южной Осетии и Абхазии».
Однако Южная Осетия грузинских войск не боится. «Не соглашусь с тем, что грузинская армия на сегодня самая сильная. Мое мнение, что армия Нагорного Карабаха сильнее армии Грузии. И не надо сбрасывать со счетов боевую готовность вооруженных сил Южной Осетии, – сказал президент непризнанной республики. – И я, как верховный главнокомандующий, ничуть не сомневаюсь в потенциале и мощи вооруженных сил Южной Осетии. Да, мы не одеты и не вооружены по натовским стандартам. Но что касается готовности личного состава выполнить задачу, можем дать фору грузинам».
Что до Сарабукской высоты, президент подтвердил, что она блокирована силами Южной Осетии со всех сторон и, если грузинские военные по-прежнему будут тревожить югоосетинские села Сарабуки и Дмениси, будет взята. «Большая часть высот в зоне конфликта контролируется силами Южной Осетии», – отметил он.
Российские посредники констатируют взрывоопасность происходящего. Еще в июне Москва предложила встречу Смешанной контрольной комиссии по грузино-осетинскому урегулированию.
Южная Осетия согласилась, Грузия нет. Тбилиси считает необходимым включить в формат переговоров Евросоюз, ОБСЕ, а также прогрузински настроенных осетин из временной администрации Южной Осетии, расположенной в грузинском анклаве непризнанной республики. Цхинвали, разумеется, против.
Вряд ли добавит региону спокойствия и то, что Кокойты вновь подтвердил стремление Южной Осетии войти в состав России. «Это наша с вами, дорогие осетины, ответственность перед Россией, и мы должны выполнить ее с честью, как бы трудно и тяжело нам ни было, как бы больно нас ни били и в Беслане, и в Цхинвали. Нас бьют именно для того, чтобы ослабить позиции России», – сказал он на пресс-конференции во Владикавказе.
Напомним, что Смоленская площадь неоднократно подчеркивала : при существующих раскладах признавать Южную Осетию Москва не собирается.