В среду министр иностранных дел России Сергей Лавров раскрыл журналистам некоторые подробности своей встречи с госсекретарем США Кондолизой Райс. Переговоры глав внешнеполитических ведомств двух стран состоялись в Сингапуре, где сейчас проходит саммит АСЕАН.
Мы не хотим оставлять вакуум в сфере, касающейся стратегических наступательных вооружений
Одной из главных тем, как несложно было предположить, стала ситуация в Абхазии. Обмен мнениями с Райс «занял некоторое время», признал Лавров.
Как бы там ни было, точки соприкосновения все-таки есть. Так, и Москва, и Вашингтон предостерегают стороны от возможного применения силы.
«Мы подтвердили нашу абсолютную уверенность в том, что без принятия срочных решений о неприменении сторонами силы и без шагов по деэскалации ситуации в Кодорском ущелье едва ли можно надеяться на то, что будет восстанавливаться доверие и станет возможным обсуждать все другие вопросы, включая, конечно же, и возвращение беженцев, вопросы экономической реабилитации в зонах конфликта», – уточнил российский министр.
Еще одна проблема – ПРО в Восточной Европе. Лавров подчеркнул, что обещания США «внести ясность в ситуацию» до сих пор не выполнены. «Особое внимание с нашей стороны было уделено необходимости всё-таки внести ясность в ситуацию по противоракетной обороне, где обещанные нам нашими американскими коллегами меры транспарентности и укрепления доверия пока не материализуются во что-либо конкретное и осязаемое», – цитирует Лаврова РИА «Новости».
Кроме того, российская сторона настаивает на необходимости ускорить процесс переговоров над ограничениями стратегических наступательных вооружений, так как срок действия договора СНВ-1 истечет в конце 2009 года.
«Мы не хотим оставлять вакуум в этой важнейшей сфере, касающейся стратегической стабильности. Госсекретарь обещала ускорить подготовку американских соображений на сей счёт. Наши предложения по обоим этим вопросам хорошо известны, так что будем рассчитывать, что эта договоренность каким-то образом реализуется и переговоры обретут содержательный характер», – сообщил глава российского МИДа.
Принесла встреча дипломатов и вполне конкретные итоги. К примеру, Райс поддержала инициативу Смоленской площади по созыву очередной конференции по Ближнему Востоку в Москве. Если Израиль даст на это свое добро, российская столица перехватит эстафету у Аннаполиса.
«Госсекретарь подтвердила поддержку созыва Московской конференции. Мы условились, что в сентябре, когда мы в качестве членов «квартета» встретимся в Нью-Йорке в рамках Генеральной ассамблеи ООН, будем определяться со сроками и повесткой дня такого мероприятия в Москве», – цитирует российского министра ИТАР–ТАСС.
Еще одно поле для совместных действий с Вашингтоном – предложения «шестерки» к Ирану. Лавров выразил надежду, что Тегеран позитивно отреагирует на доводы международных посредников по ядерной проблеме. «Недавняя встреча в Женеве хотя и не дала каких-либо прорывных результатов, всё же оставляет надежду на то, что иранская сторона позитивно отреагирует на предложение шести государств – европейской тройки, Китая, России и Соединённых Штатов. Будем работать в этом направлении», – добавил он.
Напомним, что по итогам переговоров, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана заявил, что «шестерке» так и не удалось получить от Ирана ясного ответа на свои предложения по решению иранской ядерной проблемы, однако стороны договорились продолжить дискуссию через две недели.
К слову, еще одна «шестерка», в которую также входят Лавров и Райс, уже начала совещание в Сингапуре, дабы закрепить договоренности, достигнутые на переговорах по денуклизации Северной Кореи.
Что же касается текущей повестки дня саммита АСЕАН, «дорожная карта» по реализации Комплексной программы действий по развитию сотрудничества России–АСЕАН до 2015 года все-таки получила одобрение.
«Этот документ определяет конкретные меры, направленные на укрепление наших связей, в частности, в таких областях, как энергетика и энергобезопасность, наука и технологии, ликвидация последствий стихийных бедствий, туризм», – говорится в сообщении Департамента информации и печати МИДа РФ.