Поимку бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича Евросоюз переваривал сутки и к среде свои восторги заметно умерил. Теперь его выдача Гаагскому трибуналу считается недостаточной для открытия перед Сербией ясной «европейской перспективы».
Действия Гаагского трибунала не раз давали основания говорить о его пристрастности
Более того, особой заслуги сербских властей в поимке экс-президента Республики Сербской Брюссель не увидел. Благо, как пишет британская газета Financial Times, наводка о местонахождении Караджича была получена Белградом от американских и британских спецслужб.
«Все, что произошло сейчас, – это только политика. Было много случаев, когда мы были
близки к его поимке, но в конечном итоге ему удавалось исчезать. Казалось, что он находился под защитой очень высокопоставленных людей. Возможно, сейчас эта защита была не столь значительна», – заявил один из сотрудников разведки.
Теперь страны ЕС настаивают, чтобы вслед за Караджичем Сербия принесла Гааге головы
бывшего командующего вооруженными силами боснийских сербов Ратко Младича и бывшего лидера хорватских сербов Краины Горана Хаджича, чтобы сотрудничество с трибуналом можно было бы считать полным.
Как считает министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, Сербия сделала «лишь один шаг из трех» в сторону Евросоюза. Со своей стороны, государственный секретарь по европейским делам Франции Жан-Пьер Жуйе, сообщает ИТАР-ТАСС, вообще усомнился в том, что Белград имеет шанс стать кандидатом на вступление в ЕС.
Помехой этому может стать не только неполное удовлетворение требований Международного трибунала, но и застопорившееся в самом ЕС принятие Лисабонского договора. Жуйе напомнил, что ЕС уже принял решение заморозить расширение союза до выхода из спровоцированного ирландским референдумом кризиса.
Кстати, сам обвиняемый не горит желанием, чтобы суд над ним вершился в Гааге. Как сообщил адвокат Караджича, он намерен опротестовать решение сербских судебных органов выдать его подзащитного МТБЮ и добиться того, чтобы процесс проводился в Сербии.
Впрочем, часть ожидаемых дивидендов от выдачи Караджича Белград все равно получит. Как заявила накануне еврокомиссар по расширению Олли Рен, Еврокомиссия готова приступить к реализации экономического блока Соглашения об ассоциации и стабилизации, подписанного в апреле.
Россия, ранее заявившая, что арест Караджича является внутренним делом Сербии, лишь выражает надежду на то, что процесс над обвиняемым в геноциде политиком будет объективным.
«Сербские власти выполнили свое обязательство пред трибуналом. Главное, чтобы процесс прошел объективно и чтобы те известные элементы политизированности, которые проявлялись в прежней работе трибунала, не давали о себе знать», – заявил в среду в интервью телеканалу «Вести.ру» министр иностранных дел России Сергей Лавров.
В свою очередь спикер Госдумы Борис Грызлов отметил, что практика рассмотрения дел в Гааге не раз давала повод усомниться в объективности трибунала.
«Все мы знаем, что действия Гаагского трибунала не раз давали основания говорить о его пристрастности. Такие оценки звучали и в Госдуме», – подчеркнул он.