Продолжает развиваться ситуация с обострением конфликта Грузии с непризнанными республиками на Кавказе. В пятницу грузинский МИД выпустил специальное заявление, в котором назвал пролет российских самолетов над территорией Южной Осетии военной агрессией. «Циничная агрессия РФ в отношении неотъемлемых частей Грузии перешла в неприкрытую и крайне опасную военную агрессию», – говорится в документе.
Командованием Коллективных сил по поддержанию мира приняты меры по повышению боеготовности подразделений российского миротворческого контингента
«Если Россия до этого упорно опровергала свои действия, сейчас незаконный, безответственный и деструктивный акт осуществлен абсолютно открыто и неприкрыто», – заверяет грузинское внешнеполитическое ведомство.
МИД Грузии считает, что Россия решила не принимать во внимание суверенитет Грузии, принципы территориальной целостности, нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела государства, что закреплено всеми признанными международными правовыми нормами.
«На фоне подобных действий у международного сообщества не вызывает сомнений неэффективность миротворческого формата и необходимость его скорейшего пересмотра», – сделан вывод в заявлении.
Тбилиси также намерен использовать все политические, правовые и дипломатические возможности для того, чтобы «международное сообщество дало адекватные оценки военной агрессии против Грузии».
Кроме того, как и было обещано ранее, посол Грузии в России Эроси Кицмаришвили вылетел в Тбилиси в пятницу для консультаций из московского аэропорта Домодедово. Перед вылетом он заявил журналистам, что на такие действия официальные власти Грузии вынудила политика России.
«Последнее заявление МИД РФ о том, что эти действия были направлены против тех акций, которые могли быть предприняты грузинской стороной, не оставляет нам других возможностей, кроме тех решений, которые грузинская сторона предприняла», – передает слова Кицмаришвили РИА «Новости».
Больше всего масла в огонь подлили грузинские парламентарии. Независимый депутат Джонди Багутария на внеочередном заседании парламента призвал правительство к максимальной готовности и предложил объявить мобилизацию резервистов, поскольку, по его заявлению, этим летом не исключены военные действия.
В довершение всего зампредседателя парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Ника Руруа заявил, что, если российские военные самолеты вновь нарушат воздушное пространство Грузии, Тбилиси начнет их сбивать.
Реакция России была куда более сдержанной. МИД России никак не прокомментировал заявления со стороны грузинских политиков и лишь еще раз обозначил свою позицию относительно урегулирования ситуации в Абхазии.
В российском внешнеполитическом ведомстве уверены, что выход из сложившейся ситуации может быть найден лишь через прекращение провокаций и незамедлительное подписание документов о неприменении силы в обоих конфликтах.
При этом в министерстве настаивают, что Грузия должна осуществить полный вывод своих войск из верхней части Кодорского ущелья. «Только после этого станет возможным возобновление диалога по вопросам укрепления доверия, экономической реабилитации и другим аспектам урегулирования», – говорится в заявлении МИД РФ.
А вот президент Южной Осетии Эдуард Кокойты выступил более жестко. Он считает, что тбилисские власти готовы идти на дальнейшую эскалацию напряженности в отношениях с Южной Осетией и Абхазией.
«Теракты, обстрелы, наращивание военного присутствия в зоне конфликта, агрессивная риторика – все это целенаправленная эскалация напряженности, на фоне которой любой незначительный инцидент сможет стать поводом к началу боевых действий», – заявил Кокойты.
Президент Южной Осетии подчеркнул, что в своих агрессивных планах Грузия рассчитывает на заокеанскую поддержку, что подтверждается отзывом посла Грузии в РФ после визита в Грузию госсекретаря США Кондолизы Райс.
«Масла в огонь подлило посещение Грузии американского госсекретаря Кондолизы Райс. В Тбилиси ее заверения в поддержке со стороны США традиционно восприняли как поощрение своей агрессивной политики. И, хотя Райс декларативно призвала к миру и отказу от насилия, конкретные действия грузинских властей говорят о противоположном эффекте от ее визита», – передает комитет информации и печати Южной Осетии слова Кокойты.
При этом представитель президента Южной Осетии в России Дмитрий Медоев выразил надежду, что войны все-таки не будет. Однако заверил, что в случае опасности у республики есть ресурсы, чтобы отразить атаку. «На мой взгляд, войны не будет. Но если какая-та сила спровоцирует конфликт, то мы справимся своими силами, не привлекая такую великую ядерную державу, как Россия», – сказал Медоев.
Между тем из-за обострения обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта подразделения российского миротворческого контингента приведены в боевую готовность.
«В связи с обострением обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта, а также имевшими место провокациями в отношении российских миротворцев командованием Коллективных сил по поддержанию мира приняты меры по повышению боеготовности подразделений российского миротворческого контингента, усилению охраны пунктов постоянной дислокации миротворческих батальонов, наблюдательных постов, контрольно-пропускных пунктов», – говорится в сообщении службы информации и общественных связей Северо-Кавказского военного округа.
В сообщении также указывается, что с личным составом были проведены дополнительные занятия по разъяснению порядка применения оружия при выполнении своих функций.
В то же время посол по особым поручениям МИД РФ Юрий Попов заявил, что Грузия отказалась от участия в заседании Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-югоосетинского конфликта.
«Российская сторона в связи с обострением ситуации в зоне конфликта предложила в конце июля провести в Москве встречу сопредседателей СКК, на которой планировалось обсудить меры доверия, а также вопрос о размещении РЛС в зоне конфликта, которая была бы в трехстороннем пользовании. Все стороны поддержали эту инициативу. Грузия отказалась», – сообщил Попов.