Фактор ядерного потенциала Ирана остается насущным вопросом в мировой повестке дня. В среду Тегеран заявил об успешных пусках ракет дальнего действия, которые, по его заявлениям, могут достичь не только территории Израиля, но и военных баз США в Персидском заливе.
Если переговорный процесс зайдет в тупик и кто-либо из заинтересованных сторон спровоцирует военный конфликт, то это взвинтит и без того высокие цены на нефть
Реакция Вашингтона была сдержанной, но там дали понять, что это лишний раз оправдывает планы США создать третий позиционный район противоракетной обороны в Восточной Европе, против которого резко выступает Россия.
Москва остается одним из главных сторонников мирного разрешения проблемы ядерной программы Тегерана. Не препятствуя введению новых экономических санкций против Исламской Республики, Москва, тем не менее, предлагает решать спорные вопросы с иранским досье путем дипломатии и под эгидой МАГАТЭ.
Между тем обстановка накаляется, так как Иран постоянно напоминает, что способен ответить на любую агрессию и стереть с лица земли любого агрессора. Эти враги, главным образом Израиль и Соединенные Штаты, в ответ предупреждают, что на любую провокацию Ирана ответят быстро и жестко.
Проведенные недавно учения израильских ВВС, когда, по мнению международных наблюдателей, отрабатывались атаки на иранские ядерные объекты, стали прямым подтверждением слов Тель-Авива о способности сдержать Иран.
В этой связи все больше экспертов склонны полагать, что если в ближайшее время и произойдет военный конфликт, то в нем будет участвовать Израиль. У США много проблем в оккупированном Ираке и Афганистане, поэтому начинать новую операцию, тем более когда страна стоит на пороге президентских выборов, рискованно.
Но и ресурсы Ирана не столь велики, как об этом заявляют его руководители. Фотография с запечатленным пуском ракет повышенной дальности оказалась фальшивкой. Эксперты утверждают, что одна из четырех запущенных ракет не сработала, поэтому заявления Ирана расходятся с действительностью. Однако уровень риторики не остывает и напряжение растет.
В пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров подробно высказался по ситуации вокруг Ирана. Он не только призвал международное сообщество отказаться от односторонних шагов в отношении Тегерана, но и призвал найти общие проблемы. Что касается разговоров об иранской ракетной угрозе, то Лавров назвал ее надуманной и указал на связь между такими заявлениями и планами американцев развернуть свою ПРО вблизи российских границ.
«Надо всем, кто заинтересован в нормализации обстановки в регионе, в Европе садиться и договариваться. Альтернативой является то, что кто-то будет угрожать, кто-то будет ракеты испытывать, кто-то будет создавать третий позиционный район, но все это будут односторонние шаги в период, когда остро требуется коллективное обсуждение и коллективная договоренность», – заявил российский министр.
А последние ракетные испытания в Иране, по его словам, показали, что у того сейчас в арсенале ракеты дальностью 2 тыс. км. «Это подтверждает, что мы говорили и раньше, а именно – что идея развернуть третий позиционный район противоракетной обороны Соединенных Штатов в Европе по своим параметрам не требуется», – указал глава МИД РФ.
Между тем учения в Исламской Республике продолжаются. В пятницу ВМС и ВВС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана запустили в Персидском заливе и Ормузском проливе несколько ракет класса «земля – море» дальностью 350 км. Это знак того, что оружие подобного рода, в случае нападения на Иран, будет использовано против танкеров, проходящих через эти акватории.
Чтобы ситуация окончательно не вышла из-под контроля, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана от лица шестерки международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по урегулированию иранской ядерной программы встретится в конце следующей недели в Женеве с секретарем Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Саидом Джалили.
Ранее сообщалось, что Солана прибудет 19 июля в Иран, чтобы обсудить ответ Тегерана на предложения «шестерки». Иран 4 июля через Солану письменно ответил на письмо глав МИД международных посредников по «ядерному досье».
Если переговорный процесс зайдет в тупик и кто-либо из заинтересованных сторон спровоцирует военный конфликт, то это взвинтит и без того высокие цены на нефть. Об этом, как сообщает The International Herald Tribune, предупредил генсек ОПЕК Абдулла аль-Бадри. «Мы не можем заместить объемы производства Ирана – их невозможно заместить», – констатирует аль-Бадри.
Иран занимает второе место среди стран – членов ОПЕК по объемам добычи нефти после Саудовской Аравии. Ежедневно он добывает около 4 млн баррелей черного золота, напоминает РИА «Новости».
Но, похоже, все опасения мирового сообщества не сильно волнуют президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. На этой неделе, выступая на саммите восьмерки развивающихся исламских государств*, он заявил, что Тегерану не придется вести войну с Израилем, потому что тамошний режим занимается самоуничтожением.
Правда, из дальнейших заявлений Ахмадинежада так и не стало ясно, что же он хотел сказать. Он лишь заверил, что признаков грядущей войны с его страной сейчас нет.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ