По мнению посла США в НАТО Виктории Нуланд, Украина и Грузия не соответствуют высоким требованиям Североатлантического альянса и в настоящее время не готовы стать его членами. «Нет ни одного члена НАТО, который сегодня скажет, что Украина и Грузия готовы стать членами альянса», – заявила она.
Как мама и стратег, как друг российского народа я была бы рада жить в мире, в котором Россия желает стать членом НАТО
Что до последовательной поддержки США в деле предоставления обеим республикам ПДЧ (Плана действий по членству в НАТО), посол уточнила, что это лишь «обучающая программа», которая «помогает странам укреплять демократию и реформы, решать те внутренние проблемы, которые имеют обе страны, с тем чтобы они были готовы к членству в альянсе».
«Я думаю, что если Украина и Грузия будут включены в ПДЧ, то дальнейшее продвижение республик в этом направлении займет годы», – отметила посол.
А вот как долго Украина и Грузия будут находиться в «подготовительном формате», зависит от них самих. Точнее, от того, «как быстро будут решены внутренние вопросы, насколько хорошо мы сможем совместно работать».
«Могу обещать вам одно: в тот момент, когда НАТО будет готово предложить членство Украине и Грузии, они будут более стабильными, более демократичными и более мирными соседями России», – цитирует посла США в НАТО РИА «Новости».
Напомним, что правительства Украины и Грузии поставили перед собой стратегическую цель интегрироваться в НАТО, однако на прошедшем 2–4 апреля саммите альянса в Бухаресте их не включили в ПДЧ, отложив принятие решения до декабря этого года. Против вступления в альянс Киева и Тбилиси тогда выступили сразу 8 государств, причем наиболее жесткую позицию заняли Франция и Германия.
Однако сразу после саммита генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что, несмотря на предварительный отказ, присоединение Украины и Грузии является «решенным вопросом», и обозначил временной горизонт «подготовительного этапа» – 5–9 лет.
Вашингтон, как известно, всегда являлся наиболее последовательным сторонником расширения Североатлантического альянса за счет стран Восточной Европы. Президент Джордж Буш неоднократно заявлял о необходимости скорого принятия Украины и Грузии в альянс и даже после неполучения республиками ПДЧ старался повлиять на своих партнеров по блоку.
В частности, в конце мая замминистра обороны США по делам Европы и НАТО Дэниел Фата на Парламентской ассамблее НАТО заявлял, что Грузия и Украина соответствуют требованиям ПДЧ, и заверил, что американцы приложат все усилия, чтобы привести эти страны в альянс.
Сенат США в свою очередь единогласно утвердил специальную резолюцию, выражающую поддержку атлантическим амбициям Грузии и Украины, благо «республики могут внести ценный вклад в операции альянса».
Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов считает, что любые заявления и действия США нужно рассматривать с двух позиций: реальной и политической.
«С одной стороны, США регулярно вступают в жесткую риторику с Россией по поводу вступления этих стран в НАТО, говорят о необходимости расширения альянса. Однако с точки зрения реального соответствия Украины и Грузии требованиям НАТО американцы понимают, что говорить тут можно только о дальней перспективе», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
«На Украине большой внутриполитический конфликт в отношении вступления страны в НАТО, население этого не хочет. Присоединение к альянсу серьезно дестабилизировало бы обстановку внутри Украины, что не нужно и самим американцам. А о Грузии и говорит нечего – нерешенные конфликты в Абхазии и Южной Осетии закрывают ей путь в НАТО», – уверен Маркедонов.
Кстати, самое любопытное в заявлении Нуланд – отнюдь не оценка атлантических перспектив Украины и Грузии, а неофициальное пожелание к Брюсселю принять в альянс еще и Россию. «Как мама и стратег, как студентка по жизни и друг российского народа и я была бы рада жить в мире, в котором Россия желала стать членом НАТО», – сказала посол.
При этом она подчеркнула, что выражает личную точку зрения, поскольку в России уже «длительное время на официальном уровне не выдвигалась» идея членства в НАТО. Нуланд напомнила, что в середине 90-х «с этой идеей заигрывал Ельцин», однако после того, как Владимир Путин заявил о невозможности присоединения Москвы к Североатлантическому блоку, вопрос более не поднимался.
Говоря о том, что Россия получила бы от членства в НАТО, Нуланд пояснила, что это в первую очередь «постоянные союзники по обеспечению обороны». «Но России надлежало бы быть столь же открытой к нам, сколь мы открыты друг другу внутри альянса», – резюмировала посол США в НАТО.