В 11 утра – условленное время открытия первомайского яблочного марша - залитый утренним солнышком сквер возле Соловецкого камня на Лубянской площади практически пустовал. Но все еще только начиналось!
«В Америке так же»
Это неважно, что нас мало... Христос выбрал всего 12 апостолов и весь мир стал счастливым
На лавочках уютного скверика вальяжно развалились позевывающие мальчишки-курсанты, призванные следить за порядком, и просто скучающие москвичи. А вот пенсионеры-яблочники с торжественным видом прохаживались по шуршащему рыжему гравию и почтительно замирали возле Соловецкого камня.
В сторонке, под осыпающимся цветом черемухи, пожилые идейные яблочницы по-своему готовились к первомайскому шествию, разминая речевой аппарат. Перебивая друг друга, они громко спорили о судьбах пролетариата, ругали власть и, конечно же, хвалили Григория Явлинского. «Такого никогда не было! Чтоб такая коррупция!», - возмущалась одна. «Да уж, о нас, о пенсионерах, совсем забыли. Совести у чиновников нет!», - перебивала ее вторая.
Двое молодых парней, подслушивавших разговоры о вечном, участливо кивали в знак согласия с услышанным. Они, со знанием дела утверждали, что на таких людях, как яблочники, держится мир и порядок во Вселенной. «На таких людях революцию и делают», - с вызовом во взгляде задумчиво проговорил первый. «В Америке так же», - согласился второй.
Беседы о незыблемости идей «Яблока», миссии Григории Явлинском и о том, «какстрашножить» на время прервала юная яблочница, одаривавшая сопартийцев счастливой улыбкой и белыми воздушными шариками с красно-зеленой символикой фруктовой партии.
Пожилой, непрезентабельного вида мужчина, в очках со сломанными стеклами и помятом пиджаке, нацепив на себя плакат кустарного производства с надписью «Свободу печати, радио, ТВ», суматошно бегал по скверу, приговаривая: «Ну, где же они?!». Устав от бесполезной пробежки, он завалился на газон вздремнуть, но, завидев появившегося в жидкой толпе людей зампреда «Яблока» и депутата Московской городской думы Сергея Митрохина, подскочил и ринулся ему навстречу, словно приходился ему старым знакомым.
«Сергей Сергеич, вот Вас-то я как раз и жду!», - с радостным блеском в глазах пробормотал чудо-яблочник и спросил с ажиотажем: Ну что, когда начнем?».
Сергей Митрохин, наспех, нехотя, но уважительно пожав руку своему воздыхателю, первым делом принялся раздавать комментарии набежавшим журналистам. Правда, говорил он с ленцой, периодически прищуриваясь от ярких лучей первомайского солнца.
«Сегодня мы решили провести совсем не праздничное мероприятие «Гражданский марш», - буднично, без торжественности и восторга рассказывал Митрохин корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. «Это - выступление за защиту наших прав, которые сегодня повсеместно в России нарушаются и попираются», - объявил депутат.
Страна, по его наблюдениям, несмотря на все рекорды цен на нефть, остается бесправной и бедной. «И поэтому, одна из целей акции – напомнить о том, что связь между правами и счастьем народа существует. Без прав нормальной жизни не будет», - вещал Митрохин.
По разумению яблочника, для соблюдения прав людям нужно объединиться, «поэтому одним из лозунгов акции является солидарность». «Сегодня мы выражаем солидарность граждан против деспотического режима, который отбирает права у народа, чтобы сделать их своими рабами, холопами», - запинаясь, изрекал Митрохин.
«Сергей Сергеевич! Уже идут!», - поклонник в сломанных очках прервал беседу Митрохина с журналистами, и яблочный начальник безропотно отправился маршировать, растворившись в гуще людей.
«Эх, яблочко, куда ты?..»
Через пару минут фруктовая колонна двинулась в путь по Лубянскому проезду. Кстати сказать, к большому огорчению организаторов шествия, участников мероприятия было настолько мало, что добрая полвина яблочной амуниции - несколько заготовленных флагов и транспарантов - осталась беспризорно лежать на лавочке.
«Ну, кому их теперь?», - суетливо вопрошал молодой партиец. «Не знаю, кому-нибудь из молодежного «Яблока», - посоветовал ему другой и поспешил поскорее удалиться от решения организационных вопросов.
Яблочная колонна, состоявшая, в большинстве своем, из молодых представителей фруктовой партии, дружно шагала в ногу под колокольный звон. Ребята, чье первомайское утро началось с партийного митинга, старательно, как после долгих репетиций, выкрикивали бесконечные лозунги: «Долой полицейское государство!», «Даешь солидарность трудящихся, солидарность граждан!», «Это наша страна, наш город!», «Долой ложь и цензуру!», «За свободу и справедливость!», «Даешь честные выборы*!», «Долой коррупцию, долой произвол!», «Власть! Соблюдай Конституцию!».
Стоит заметить, что в рядах участников марша, кроме яблочников, обнаружилсь и разные правозащитные движения: были представители Московской Хельсинкской группы, «Мемориала», движения «За права человека».
Впрочем, посетили они первомайское шествие в минимальном составе, ведь общее число «первомайцев» не превышало и 150 человек (информационные агентства, впрочем, насчитали около четырех сотен – видимо, был еще какой-то невидимый резерв).
Через несколько минут марширующие достигли конечной остановки своего маршрута. Славянская площадь встречала демонстрантов песней Виктора Цоя. «Перемен требуют наши сердца!», - доносилось из динамиков, но в сердцах демонстранты как-то не очень возбуждались. Они спокойной, серой массой столпились у памятника Кириллу и Мефодию в ожидании начала митинга.
Вождь на даче
И вот на импровизированную трибуну вышел Сергей Митрохин – последний акт первомайской яблочной пьесы начался.
«Сегодня мы ставим вопрос шире. Мы говорим о необходимости солидарности граждан всей нашей страны. Деспотический, полицейский, корытный и коррумпированный режим, который установился в нашей стране, с полным основанием можно назвать паразитическим. Потому что он паразитирует!», - провозгласил заместитель партийного вождя.
«Пенсионеры получают от власти подачки в виде 200 рублей пенсии. Но пенсионеры любят власть и считают, что она о них заботится. А на деле власть не только ничего не делает для граждан, но и постоянно их обирает», - остерег депутат.
Он уверен: сегодня отдыхать нельзя. «Если мы будем спать с вами, если не будем обращать на все внимание, то в конечном счете у нас украдут нашу страну», - предрек Митрохин, пообещав, что «Яблоко» будет «собираться еще и еще, чтобы не дать им этого сделать».
«Мы не дадим украсть у нас нашу страну. Для этого мы должны объединяться под лозунгом гражданской солидарности», - с надрывом в голосе закончил Сергей Митрохин.
Стоит заметить, что пока Сергей Сергеевич призывал сохранить страну от нападок «кровавого режима», яблочная колонна, и без того малочисленная, стала еще реже. Мизерную кучку митингующих принялся успокаивать сопредседатель правозащитой фракции «Яблока» Валерий Борщев.
«Это неважно, что нас мало. Я хочу напомнить, что Христос выбрал всего 12 апостолов и весь мир стал счастливым. Поэтому от вас, всех, кто сюда пришел, зависит очень много», - успокоил верных яблочников Борщев, видимо, вспомнивший свой опыт участия в христианско-демократическом движении.
Речи главных яблочников рассмешили бойцов российского ОМОНа, хотя о том, что у них вообще есть чувство юмора, знают далеко не все. А оно – есть. Хотя и своеобразное...
«А почему, собственно, они называются «Яблоком»?, - заинтересовался один из них. «Да, почему не «Орех», например», - хихикая, спросил второй. «Или фракция «Дупло», - выдал третий еще один возможный вариант партийного наименования, заливаясь от смеха.
Любопытно, что предводитель фруктового движения России на трибуне так и не появился. На вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, а почему, собственно, Григорий Алексеевич отсутствует, один из приверженцев яблочных идей, смущенно пожал плечами, но от развернутого ответа все же не ушел.
«Вы знаете. Тут вот какое дело, - задумчиво начал объяснять партиец. – Наш Григорий Алексеевич человек занятой…У него дела. Конечно, нам бы хотелось, чтобы он сегодня был вместе с нами. Но мы на него все равно не обижаемся. А не пришел он…ну Бог его знает. Дела – есть дела».
«Может, на дачу поехал», - угрюмо предположила старушка-активистка. «И вообще, что вы тут ходите, вынюхиваете?, - вопросила она, раздражаясь все больше, - Вы вот ходите сюда, вам понятно, делать нечего. А у него может дела», - вконец осерчала бабуля, но тут же обмякла от вкрадчивых слов лидера партии «Свобода и Народовластие» Виктора Черепкова.
«Май – как бы сигнал всем нам, чтобы наше сознание поднялось. Мы все, политическая интеллигенция России, должна показать всем остальным, что сможем победить этот рабовладельческий строй», - спокойно убеждал бывший мэр Владивостока и экс-депутат Госдумы.
Вышедший пообщаться с народом представитель южнобутовского «Яблока» очень долго и обстоятельно рассказывал о том, что же случилось несколько лет назад в том самом Бутово. А закончилась эта повесть, что характерно, благодарностью «Яблоку». Как выяснилось, только партия Явлинского взяла на себя непосильную ношу защищать обиженных бутовцев...
Через полчаса не совсем восторженных, не слишком радостных и не особо убедительных речей митинг решили закончить. В знак того, что мероприятие подошло к концу, дотерпевшие до финала маршисты выпустили шарики в голубое, почти безоблачное московское небо. Отмаялись, стало быть.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента