Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад – один из тех лидеров, кто не привык подбирать выражения и предпочитает прямо сообщать, что у него на уме. А на уме у него сейчас ядерная программа Тегерана. Впрочем, за успехами иранских атомщиков пристально следят и многие другие лидеры, прежде всего, Израиля и США. Тель-Авив и Вашингтон регулярно предупреждают планету о будущих угрозах со стороны Ирана, уточняя, что агрессия будет направлена не только против соседей исламской республики, но и против европейских стран.
В случае с Ахмадинежадом, взаимно гарантированное уничтожение является лишь стимулом
На этой неделе Иран объявил о выводе своей ядерной программы на новый уровень (заявлено об установке 6 тысяч усовершенствованных центрифуг). По совпадению, на прошедшей в Израиле международной конференции по вопросам стабилизации обстановки в ближневосточном регионе лидер партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху заявил, что несмотря любые препоны Иран в конце концов станет ядерной державой, что может иметь катастрофические последствия.
Плюс ко всему, в пятничном номере газеты The Times появилась сенсационная информация о том, что на территории Ирана есть площадки для строительства баллистических ракет дальнего радиуса действия.
Официальный Тегеран заявлял, что не располагает ракетами подобного класса. Вывод о существовании тайных разработок Ирана сделал эксперт Массачусетского технологического института Джеффри Форден. На фотографиях со спутника он разглядел инфраструктуру, идеально подходящую для сборки таких ракет.
В подтверждение своей версии он заявил, что на фотографиях отображены как раз те места, откуда стартовала новая ракета «Кавешгяр-1» («Исследователь). Проанализировав снимки, ученый пришел к выводу, что запущенная ракета (она выведет на орбиту первый иранский спутник «Омид», то есть «Надежда») может использоваться как носитель боеголовки. Ждать военного прорыва в Иране осталось недолго – через пять лет, по прогнозу американских экспертов, Иран создаст ракеты с дальностью полета 6 тысяч километров.
На этом фоне в адрес Ахмадинежада прозвучала очередная критика со стороны Соединенных Штатов. В начале апреля об Иране говорил Джордж Буш на бухарестском саммите НАТО. А накануне гневной тирадой в адрес Ахмадинежада разразился вице-президент США Ричард Чейни. Причем досталось Ахмадинежаду и за политические взгляды, и за религиозные убеждения.
В интервью радиоведущему Шону Ханнити Чейни назвал Ахмадинежада «опасным человеком». Вице-президент напомнил американской аудитории, что Ахмадинежад неоднократно заявлял о желании уничтожить Израиль. При этом господин Чейни отметил, что президент Ирана «верит в возвращение Двенадцатого Имама и в то, что высшей честью, которая только может выпасть человеку, является смерть мученика ради приближения сроков возвращения Двенадцатого Имама».
«Это радикальная, очень радикальная точка зрения», – подчеркнул господин Чейни, сославшись на мнение американского ученого-востоковеда Бернарда Льюиса.
«Бернард Льюис однажды сказал, что взаимно гарантированное уничтожение в американо-советских взаимоотношениях в годы холодной войны означало фактор сдерживания, но в случае с Ахмадинежадом взаимно гарантированное уничтожение является лишь стимулом», – пояснил вице-президент США.
Стоит заметить, что своим высказыванием Дик Чейни может задеть религиозные чувства не только господина Ахмадинежада, но и многих иранцев. День рождения двенадцатого шиитского имама Махди (1 октября), последнего преемника Пророка Мухаммеда, своего рода мессии, «скрывшегося из мира» в 951 году, исламская республика отмечает как большой праздник.
С утра Иран погружается в тишину, а во второй половине дня, после совершения намаза, граждане начинают активно праздновать рождение «скрывающегося от глаз» имама. Это событие не предусматривает проведения каких-либо особых церемониалов, но к вечеру иранцы выходят на улицы, украшенные иллюминацией и цветами. В этот день также принято помогать бедным, раздавать еду и сладости.
Возвращение имама Махди, существование которого полностью признается шиитами, будет, как они считают, сопровождаться возрождением изначально чистого ислама. Мусульмане-шииты ожидают, что имам Махди вернется в качестве Спасителя перед Днем Страшного Суда и покончит с тиранией и несправедливостью.
Чейни, который не любит беседовать с журналистами, на этот раз оказался очень словоохотлив. В другом радиоинтервью, последовавшим в тот же день, вице-президент США предупредил, что Израиль очень серьезно относится к заявлениям с угрозами со стороны Ахмадинежада.
«Я достаточно хорошо знаю израильтян – я был там пару недель назад – чтобы знать, что они никоим образом не будут игнорировать подобные заявления, исходящие из Тегерана. Они обязаны относиться к ним серьезно, учитывая историю, и я думаю, что они воспринимают возможность появления Ирана, вооруженного ядерным оружием, как фундаментальную угрозу самому существованию государства Израиль», – отметил вице-президент США.
Правда, он не ответил на вопрос о том, обсуждал ли во время пребывания в Израиле какие-либо «действия против ядерного потенциала Ирана». «Нет, о таких вещах здесь я говорить не могу», – отрезал Чейни.
Напомним, что ближневосточное турне вице-президент совершил в конце марта. Наблюдатели, правда, отмечали, что основной целью его поездки было урегулирование ближневосточного конфликта. Союз Газы и Тель-Авива должен стать мажорным аккордом президентства Джорджа Буша. США в конце прошлого года организовали мирную конференцию в Аннаполисе, где израильский премьер Эхуд Ольмерт и глава Палестинской автономии Махмуд Аббас пожали друг другу руки. Буш заявил, что стороны подпишут мирное соглашение еще до завершения его президентских полномочий. Однако сейчас эти планы находятся под угрозой.