На этой неделе Иран вновь попал в центр всеобщего внимания. В начале недели президент Махмуд Ахмадинежад гордо заявил, что его страна вышла на новый уровень по обогащению урана.
Если бы США действительно желали остановить Иран, они не стали бы тратить время на размещение ракет в Восточной Европе
Сейчас иранские атомщики налаживают работу 6 тыс. центрифуг новой конфигурации. В отличие от устаревших P1, они будут обогащать уран в 3 раза быстрее. По информации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), сейчас на заводе в Натанзе действует только 3 тыс. центрифуг.
Таким образом, Иран тратит огромные ресурсы на развитие своей ядерной программы, заявленная цель которой – обретение независимости от поставщиков ядерного топлива. Тегеран желает самостоятельно снабжать свои ядерные электростанции.
А чтобы мир в чистоте намерений Тегерана не сомневался, новые центрифуги исламская республика обещает монтировать под пристальным контролем МАГАТЭ, о чем заявил замглавы иранской Организации атомной энергии Мохаммад Саиди.
Тем не менее намерения Ирана расширять свои мощности в рамках ядерной программы беспокоят многие страны, прежде всего США и Израиль. И Вашингтон, и Тель-Авив регулярно заявляют, что Тегеран стремится получить собственный оружейный плутоний и создать ядерную бомбу.
При этом Израиль подчеркивает, что не «сеет панику», а лишь рассматривает все возможные варианты развития событий.
Накануне в Иерусалиме прошла международная конференция «Россия, Ближний Восток и вызовы радикального ислама». На ней обсуждался довольно широкий спектр насущных вопросов по ближневосточному урегулированию, но главной темой стал Иран.
Взявший слово лидер партии «Ликуд» экс-премьер Израиля Биньямин Нетаньяху предупредил, что Иран станет первой в истории ядерной державой, чье развитие ничем не остановить. Также политик предупредил, что «миротворческие шаги Израиля» по уходу с ранее контролируемых территорий играют на руку Тегерану, так как «освобождается пространство для иранского террора».
«Иранцев не остановит ничто – ни применение силы, ни страх перед возмездием», – резюмировал Нетаньяху.
Россия, которая поставляет топливо для первой иранской АЭС «Бушер», в свою очередь считает, что Иран вправе развивать свою ядерную энергетику. Методы по сдерживанию исламской республики, а также введение новых санкций должны основываться на выводах МАГАТЭ. И, если у МАГАТЭ есть претензии к Тегерану, Россия санкции поддержит. Так уже бывало неоднократно.
На данной конференции Россию представляли экс-министр иностранных дел Игорь Иванов, замглавы российского МИД Игорь Неверов и бывший советник Владимира Путина, специалист по вопросам российской политики Петр Гладков.
Как отмечает израильская газета The Jerusalem Post, Неверов парировал заявления Нетаньяху тезисом о том, что ради безопасности одной страны нельзя подрывать безопасность остальных. Также он отметил, что Москва не станет использовать ядерный потенциал «и существует острая необходимость найти иные решения проблемам, которые грозят миру».
Присутствующий на мероприятии генерал-майор израильской армии Гиора Эйланд главную роль в этой истории отдал Соединенным Штатам. Он уверен, что если бы США действительно боялись иранской угрозы, то давно бы ее ликвидировали, но ядерная программа Тегерана «не входит в число основных приоритетов Вашингтона».
«Если бы США действительно желали остановить Иран, они не стали бы тратить время на размещение ракет в Восточной Европе. Кроме того, эти действия заставляют и Россию избегать иранского вопроса. США хорошо известно, как дело обстоит в действительности», – озвучил свою претензию генерал-майор.
Многие выступавшие признавали, что роль России в урегулировании конфликта высока и в вопросе решения проблемы иранского «ядерного досье» слово Москвы крайне значимо. Правда, депутат кнессета Эфраим Снэ, который ранее занимал пост замминистра обороны, обвинил Россию в оружейных поставках Ирану. Он заявил, что это противоречит тому, чем Россия хочет заниматься на международной арене, предлагая свои посреднические услуги.
Летом этого года Москва хочет провести у себя мирную конференцию по ближневосточному урегулированию. Сейчас идут консультации со всеми заинтересованными сторонами.
Глава политического отдела Министерства обороны Израиля Амос Гилад также признал роль России, но упрекнул Москву в том, что она недооценивает степень угрозы со стороны Ирана. По словам чиновника, в ближайшие два года Тегеран может заполучить ядерную бомбу.
«Россия понимает, что такое ядерный Иран, но считает, что это может произойти через десятилетие, а мы считаем, что драматические изменения – вопрос ближайших двух лет», – сказал господин Гилад.
Израиль считает атомный проект Ирана главной стратегической угрозой своей безопасности и не скрывает негативного отношения к российско-иранскому сотрудничеству в ядерной и военно-технической сферах.
«У меня нет сомнений в том, что в России понимают угрозы, но из-за политических мотивов, связанных с тем, как Россия видит себя в мире, создается ситуация, когда она предпринимает шаги, ведущие к усилению наших врагов», – сказал Гилад.
«Россия слишком опирается на те элементы, которые, с нашей точки зрения, являются агрессивными», – продолжил представитель Минобороны.
При этом Гилад высоко оценил российско-израильский диалог, который «никогда прежде не носил столь интенсивного характера». Он искренне надеется, что его развитие укрепит «лагерь мира в регионе».