Среда стала для сербской провинции Косово и Метохия «днем признаний». Такой наплыв желающих констатировать на карте мира новое государство наблюдался разве что в первые дни после того, как Приштина самовольно провозгласила свой суверенитет.
Белград ждет «окончательного решения» из Чехии, Бразилии, Индонезии, Израиля, Индии, Ирана, ЮАР и мирно отделившейся от Сербии Черногории
Соответственно, 31, 32 и 33-й страной из числа признавших Косово стали непосредственные соседи Сербии – Болгария, Венгрия и Хорватия. Совместное заявление было одновременно обнародовано в Софии, Будапеште и Загребе.
Уже через несколько часов вице-премьер правительства Хорватии Слободан Узелац подал премьеру Иво Сандеру прошение об отставке – в знак протеста.
В любом случае, заявление трех республик мало напоминало единодушную констатацию факта косовской государственности. Куда больше оно походило на оправдание. «Декларация о независимости Косова провозглашена после того, как провалились все усилия международного сообщества по нахождению договоренности между Белградом и Приштиной по статусу Косова. В таких обстоятельствах изменение статус-кво было неизбежным», – гласит сообщение.
Кроме того, все три республики хором высказались «за укрепление добрососедских отношений с Сербией и усиление традиционных связей с ее народом», а также выразили надежду, что Сербия не откажется от своей мечты вступить в Евросоюз (где Хорватия, кстати, не числится). Отдельно оговаривается даже, что признание «основано как на всестороннем рассмотрении, так и на мнении Европейского союза».
Нельзя сказать, что данное сообщение* стало для Белграда сюрпризом. Лишь немногие надеялись, что Хорватия проявит «югославскую» солидарность: очень уж сложные у сербов и хорватов взаимоотношения. Что до Софии и Будапешта, они о намерении признать Косово уже заявляли. Причем Болгария, ранее относившаяся к этой идее весьма скептически, – заметно громче.
Настоящий сюрприз был констатирован за несколько часов до обнародования данного заявления. Косова признала Канада. Ранее Оттава высказывалась по косовскому вопросу крайне осторожно, и Белград искренне надеялся, что Страна кленового листа пойдет по своему пути. То есть не будет солидаризироваться с США, как и в случае с объявлением войны Ираку: Оттава Вашингтону тогда в поддержке отказала – неожиданно для всех.
У Канады, как известно, имеется свой интерес. Косовская свистопляска с независимостью уже разбудила задремавших было сепаратистов из франкоговорящей провинции Квебек.
Про Квебек Оттава, впрочем, помнит, и глава канадского внешнеполитического ведомства Максим Бернье специально оговорился, что к «независимости Косова» привели «уникальные обстоятельства», которые «являются беспрецедентными».
Посол Сербии в Канаде Душан Батакович сразу заявил, что передаст канадскому правительству «решительный протест» перед своим отъездом в Белград для консультаций. И с явным удовольствием помянул всё тот же Квебек.
В Белграде уже находится и посол Сербии в Японии. Страна восходящего солнца признала Косово накануне. Белград, как известно, неоднократно объявлял, что понизит уровень своих отношений с теми странами, которые пойдут на признание независимости мятежного края.
Японцы, впрочем, давно уже оговорились, что, хотя и намереваются взвесить все за и против косовской государственности, к «за» определенно склоняются.
Что характерно, заявление МИДа Японии прозвучало на фоне сообщений о крупнейших массовых беспорядках в населенной сербами Митровице. В этой связи фраза главы японского МИДа Масахико Комура, что «признание независимости края внесет вклад в укрепление стабильности на Балканах», звучит как минимум странно.
Косово тем временем старается соответствовать званию «независимого государства». Президент края Фатмир Сейдиу уже обвинил руководство Сербии в отходе от обязательств, принятых в ходе переговоров о статусе автономии и в Совете безопасности ООН. «Ответственны все те, кто подстрекал насилие – как те, кто называют себя духовными лидерами, так и те, кто хочет погрузить Косово в хаос».
Речь идет, разумеется, о событиях в Митровице. Приштина явно хочет свалить всю ответственность на Белград. Замглавы миссии ООН в Косово Ларри Росин также полагает, что насилие в Митровице «было срежиссировано» и он знает, «кто именно стоит за этим».
«Нам ясно, что насилие, оккупация суда или имевшие место в прошлом месяце поджоги, равно как и вчерашние нападения на военнослужащих КФОР и полицейских, были срежиссированы. Сейчас мы знаем, кто за это несет ответственность. Я пока не хочу называть имен: расследование не закончено», – цитирует Росина ИТАР-ТАСС.
Белград, впрочем, имеет свою точку зрения. Президент Сербии Борис Тадич обвинил МООНК и КФОР в непропорциональном применении силы, премьер Воислав Коштуница обещал при помощи России вынести вопрос о действиях МООНК на заседание СБ ООН, а министр по делам Косова и Метохии Слободан Самарджич потребовал провести международное расследование.
Сейчас к списку стран, демонстративно не признающих суверенитет края, относятся Россия, Китай, Словения, Румыния, Греция, Испания, Кипр, Португалия, Мальта, Венесуэла, Вьетнам, Новая Зеландия, Куба, Шри-Ланка, практически все страны СНГ и большая часть арабских.
Белград ждет вердикта Чехии, Бразилии, Индонезии, Израиля, Индии, Ирана, ЮАР и мирно отделившейся от Сербии Черногории. Там «окончательное решение» столь же демонстративно обдумывают.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента