Новый премьер-министр Италии Франко Марини не продержался в своем кресле и недели. В связи с этим президент страны Джорджо Наполитано вынужден был пойти на крайние меры
– роспуск национального парламента.
8 из 10 итальянцев сейчас проголосовали бы за провоцентриский блок во главе с Берлускони
Череда политических кризисов, вспыхивающих в Италии чуть ли ежегодно, натолкнула президента на мысль, что дальше страна так жить не может. Единственное спасение было в реформе избирательного законодательства: она поставила бы барьер для прохождения в парламент мелких партий.
Сейчас избирательная система республики построена таким образом, что даже карликовые и непопулярные партии имеют в парламенте своих представителей. С одной стороны, законодательная власть, таким образом, представляет интересы самых разных слоев населения. С другой – это придает хрупкость политическим коалициям, которые формируют правительство.
В случае внутрипартийных разногласий итальянские политики редко приходят к компромиссу, и обиженная сторона, как правило, выходит из союза. А уход всего двух-трех парламентариев может разрушить всю систему. Именно по этой причине потерпело неудачу правительство Романо Проди.
Угроза повисла над Проди, когда министр юстиции Клементе Мастелла вывел свою партию «Союз демократов за Европу» из правящей коалиции. На такой шаг он пошел после своей отставки, связанной с коррупционным скандалом, в котором были замешаны не только однопартийцы Мастеллы, но и его супруга.
Он знал, что уход его партии из союза ставит под удар правительство Проди. Не исключено, что на решение Мастеллы повлиял экс-премьер страны, лидер партии «Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони. Правда, Мастелла публично заявлял, что ни в какие союзы с Берлускони вступать не собирается.
Романо Проди мог и дальше работать на посту премьера, о чем его настоятельно просил президент. Но вместо этого премьер поставил в Сенате вопрос о доверии себе и своему правительству. Доверия Проди не получил, и подал в отставку.
Такое развитие событий громогласно приветствовал господин Берлускони. Он сразу же начал настаивать на проведении в стране досрочных выборов, отвергая любую мысль о проведении избирательной реформы. Президент Наполитано, однако, не спешил и взял несколько дней на размышления.
После многочисленных консультаций с представителями партий (в том числе с Проди и Берлускони) господин Наполитано назначил многоопытного политика, спикера Сената Франко Марини премьер-министром, дабы он возглавил временное правительство и провел долгожданную реформу.
Уже в день своего назначения Марини вступил в переговоры с лидерами политических партий. В начале недели он собирался объявить о своем решении по созданию временного правительства. Одним из последних он встретился, опять же, с Сильвио Берлускони. И когда настало время выступить с проанонсированным решением, Марини заявил, что сдает премьерский мандат, так как консультации ни к чему не привели.
Стоит отметить, что если Берлускони с единомышленниками с самого начала политического кризиса ратовали за скорейшие перевыборы, в лице главы крупной «Демократической партии» Вальтера Вельтрони президент получил косвенную поддержку. Вельтрони заявил на днях, что его партия против выборов «любой ценой».
Судя по последним соцопросам, 8 из 10 итальянцев сейчас проголосовали бы за правоцентристский блок во главе с Берлускони. После введения евро жизнь подорожала в 3 раза, а доходы населения остались прежними. Увеличилась плата за жилье, коммунальные услуги, продукты первой необходимости и бензин.
Именно на это ежедневно указывают многочисленные телеканалы, принадлежащие господину Берлускони. При этом, как отмечает РИА «Новости», телеканалы проигнорировали замечание главы Банка Италии Марио Драги, заявившего недавно, что в Италии зарплаты не повышались с 2000 года, то есть с того момента, когда к власти пришел Берлускони. Он закрывал глаза на эту проблему все пять лет своего правления.
Также кабинет Берлускони оставил значительные дыры в бюджете страны, и их правительству господина Проди пришлось латать в первую очередь, причем, прибегая к непопулярным мерам. Таким, к примеру, как «выколачивание» налогов из предпринимателей.
То, что в раздувании конфликта и в его развязке велика роль Берлускони, в Италии мало кто сомневается. Потеряв свой пост, он ни на минуту не оставлял надежды вернуться во власть.
Первые звоночки для Проди прозвучали в конце лета, когда появились сообщения о том, что Берлускони собирается распустить свою партию «Вперед, Италия!» и создать вместо нее правый блок.
Но события развивались стремительно, и Берлускони не успел создать свой обновленный правый фронт. Впрочем, теперь ничто не отвлекает его от борьбы. В конце января итальянский суд снял с Берлускони все обвинения по подозрению в подделке финансовых отчетностей пищевой компании CME в 1986-1989 годах.
После роспуска парламента должны состояться досрочные выборы. В среду стало известно, что они пройдут 13 и 14 апреля, причем по прежней избирательной системе. Поэтому парламент вновь наводнит множество мелких партий.
Если премьер-министром вновь станет Берлускони, а созданное по итогам выборов правительство не проведет реформу избирательного законодательства (Берлускони такую возможность отвергает), не исключено, что новый кабинет разделит судьбу кабинета Проди.