Предвыборный съезд Аграрной партии России, состоявшийся в субботу в Москве, напоминал скорее встречу выпускников сельскохозяйственного института 20–30-летней давности. Одновозрастные делегаты из регионов обнимались, похлопывали друг друга по плечу и приветствовали вновь подошедших дежурным «Как дела? Как внуки?».
Объявляя следующего докладчика, Плотников предупредил, чтобы «готовился товарищ Брежнев
Ни о выборах, ни о съезде, ни об уборочной в предбаннике Октябрьского зала Дома союзов разговоров не вели, зато горячо обсуждали, травил Луговой Литвиненко полонием или все-таки не травил. Сошлись на том, что все-таки травил и что «Жириновский идет на запах крови».
В зале заседаний от дружественной обстановки делегаты разомлели окончательно и представитель Воронежа, выдав фразу «Все свои», даже разулся. «Свои» даже глазом не моргнули.
Делегат из Волгограда, правда, пожаловался, что съезд не удалось провести на «легендарной Волгоградской земле». Причины этого он озвучил туманно – «административный ресурс». Но по лицам собравшихся было видно, что альтернатива в виде московского Дворца съездов их вполне устраивает.
«Сейчас в России невиданное – в городах рождаемость выше, чем на селе, – приветствовал собравшихся лидер аграриев Владимир Плотников. – А без деревни России не будет. Мы не партия олигархов и латифундистов, не партия люмпенов – мы партия тружеников села».
Союз доярки и слесаря
Лидер АПР агроном и четырехкратный депутат Госдумы Владимир Плотников был на удивление немногословен и приветственную речь ужал до 20 минут. Он напомнил собравшимся, в каком бедственном положении находится российское крестьянство и что для аграрной страны иметь в парламенте аграрную фракцию совершенно необходимо. А так как «денег у села нет», сдавать в ЦИК аграрии намерены собранные у избирателей подписи. «Улыбаться с баннеров нам, значит, не светит», – заметил на это один из делегатов.
АПР партия сравнительно немаленькая (200 тыс. членов), но уж больно невезучая. Имея 15 фракций в региональных заксобраниях (преимущественно в сельских областях), реальными шансами на прохождение в Госдуму, по мнению социологов, партия не обладает. 3% – это потолок. «Ничего, будем рыть землю», – заметил аграрий из Калмыкии, а аграрий из Волгограда похвастался, что «подписи зато соберем на общественных началах».
Итого настрой у кандидатов от АПР оптимистичный. Сами себе они предсказывают «не меньше 10%», а списки составили с запасом. На кресла в 450-местной Думе претендуют 500 аграриев.
Рецепт по преодолению планки в 7% Плотникову известен. Для этого каждому члену АПР необходимо привести на избирательные участки всего-навсего 20 человек из числа «родственников, друзей и односельчан». Впрочем, мегаполисы аграрии со счетов тоже не сбрасывают, и четыре московских списка возглавят «садоводы».
Конечно Вася
Что до авангарда, то есть первой тройки, он призван подчеркнуть, что «в списках нет олигархов и представителей финансовых групп – только труженики: от студента сельскохозяйственного университета до фермера, от сельского учителя до академика». Компанию самому Владимиру Плотникову составят доярка вологодского колхоза «Аврора» Герой России Нина Брусникова и «рабочий депутат» Василий Шандыбин, звезда которого в КПРФ сверкала ярко, но уже закатилась.
Свою роль свадебного генерала бывший слесарь и бывший же депутат двух созывов осознавал прекрасно, вел себя сдержанно и безропотно фотографировался с новыми соратниками, как ярмарочный удав.
Чтобы оправдать присутствие в аграрном списке бывшего слесаря, на съезде много и с удовольствием цитировали Ленина (особенно место о союзе рабочих и крестьян, направленном против буржуазии), хотя нужды в том особой не было. Мало ли что слесарь – в аграрном списке наличествует даже космонавт, и в строю колхозников Шандыбин смотрелся как влитой.
Но такого скучного Шандыбина прессе доводилось видеть нечасто. Никакого мордобоя и реплик о «бандитах-олигархах» с места. Василий Иванович скромно пристроился во втором ряду президиума, грустно хмурил брови и мял какую-то бумажку. Возможно, тосковал по своей прежней партии – КПРФ.
По словам Шандыбина, на него в КПРФ теперь наложили табу. Вот и вынужден был он выйти из родной компартии и примкнуть к аграриям, благо «обещал трудовому народу поднять село», а среди его избирателей «много огородников». «Резонанс от моего ухода был, но ничего, прорвемся мы в Думу», – пообещал Шандыбин газете ВЗГЛЯД.
В АПР рабочий депутат официально, впрочем, не вступил. Более того – даже не собирается. А если верить Геннадию Зюганову, то в АПР Шандыбин на самом деле будет играть роль «коммунистического Штирлица» – об этом лидер КПРФ заявил на проходившем параллельно с аграрным съезде своей партии.
Робот Павлович и Владимир Вольфович
Все время съезда главный аграрий Плотников был пусть и немногословен, но суетлив. Периодически извинялся перед однопартийцами, что того-то и того-то забыли пригласить в президиум. Зато политкорректен был на диво.
В беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД он наотрез отказался комментировать предвыборную программу ближайших конкурентов из КПРФ и «Справедливой России», лишь грустно заметил, что «мы все находимся на левоцентристских позициях и конкурировать придется».
Однако АПР хоть и оппозиция, но «конструктивная». Пусть Плотников и попенял на то, что аграрному сектору отводится всего один «позорный процент» бюджетных денег, но действующий курс похвалил, а на Виктора Зубкова возложил большие надежды, благо новый российский премьер в далеком прошлом работал в совхозе.
Большинство делегатов съезда политесы своего лидера, впрочем, не разделили. Особенно досталось «Яблоку», СПС и «Гражданской силе» как «олигархическим структурам». Один из выступавших обрушился на либералов еще и за то, что они «под жеребячье ржание» плодят через телевизор «англоязычных биороботов».
Характерно, что в числе делегатов съезда числился некто Робот Павлович – аграрий из Вологды, но тезис относился явно не к нему. Адресат сентенции о том, что «загоняющие великих слонов моськи будут доживать в своих конурах», также остался неясен. Хотя «Справедливую Россию» угадать при желании можно.
Объявляя следующего докладчика, Плотников предупредил, чтобы «готовился товарищ Брежнев». Зал добродушно хохотнул и зааплодировал.
Фермер из Воронежа Владимир Брежнев надежды однопартийцев на хлеб и зрелища оправдал и рассказал, как ездил в Москву к Жириновскому, чтобы сказать: «Володя, ты неправ» – и угостить самогоном и салом с собственного хозяйства.
Возмутил тогда агрария тезис Жириновского о том, что в России будут всего три партии – «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. «В аграрной России будут две партии – «Единая Россия» и АПГ, – заявил докладчик. – В добрый путь!»
Отведать домашнего Владимиру Вольфовичу, однако, не пришлось – отсутствовал на рабочем месте. Шансы, впрочем, у него еще будут. Аграрии, в случае своего избрания, твердо намерены добиться того, чтобы депутатов кормил «русский крестьянин». Исключительно натуральными продуктами, а не «маслом с 7-процентным содержанием молока».
На том и порешили. Еще раз повторив для проформы, что АПР намерена бороться за продовольственный суверенитет России (благо страна «сидит на продуктовой игле»), за порядок в сфере землепользования (чтобы чернозем не продавали иностранцам по 100 долларов за гектар) и за улучшение быта в деревнях, делегаты направились к Шандыбину. Фотографироваться.
На опустевшем столе президиума остались лежать три одиноких каравая. К чести аграриев, настоящих, не из пластика.