На неделе едва не возобновилась практика «газовых войн» между Россией и ее соседями. Очередной раунд российско-белорусской коллизии закончился тем, что Минск был вынужден удовлетворить условия ультиматума Москвы.
Война, которая не состоялась
Судя по всему, вопрос будет закрыт в рутинном порядке, так что можно констатировать «чистую победу» России
Условия, заметим, были достаточно жесткими: Белтрансгазу было предложено в трехдневный срок погасить задолженность перед Газпромом в размере почти полмиллиарда долларов США. В противном случае – «будем отключать свет», то есть в данном случае речь шла о снижении поставок голубого топлива вдвое.
Ситуация вполне модельная: нечто подобное мы уже наблюдали в отношениях России с Белоруссией полгода назад и с Украиной полтора года назад. Другой вопрос, что пока можно констатировать, что «газовые войны» идут по убывающей.
Конфликт с Киевом привел к реальному кризису в отношениях двух стран, события декабря прошлого года уже выглядели куда более безобидно.
Нынешняя же история на «войну» и вовсе не тянет: если абстрагироваться от традиционной риторики белорусской стороны, то все вопросы были урегулированы вполне оперативно.
В положенный срок Белтрансгаз оплатил чуть не половину суммы задолженности; Газпром затормозил снижение поставок на неделю, за которую и должны быть перечислены остальные платежи.
Судя по всему, вопрос будет закрыт в рутинном порядке, так что можно констатировать «чистую победу» России. Разумеется, с сохранением лица оппонента: «Мы видим реальные шаги белорусской стороны по урегулированию долговой проблемы, поэтому было решено ограничение поставок газа не вводить», – сформулировал позицию официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов.
Другой вопрос, что погашение задолженности ложится достаточно тяжелым грузом на экономику РБ. Первый транш был оплачен из резервного фонда страны, причем составил почти 15% всего его объема. Судя по всему, средства по закрытию оставшейся позиции появятся за счет кредита российской стороны, хотя рассматриваются и более экзотические варианты (к примеру, помощь президента Венесуэлы Уго Чавеса).
Левое-правое-левое
Спикер Рады Александр Мороз умудрился «наехать» разом на две противоборствующие стороны |
С Киевом газовые отношения у Москвы складываются в последнее время и вовсе бесконфликтно. Что, впрочем, и неудивительно: тамошние ветви власти уделяют столько времени грызне друг с другом, что тут уж не до эффектных внешнеэкономических шагов.
И в ближайшие пару месяцев ситуация, судя по всему, вряд ли изменится: начало предвыборной кампании в стране уже ознаменовалось целым рядом скандальных заявлений. Так, спикер Рады Александр Мороз умудрился «наехать» разом на две противоборствующие стороны.
Причем если Виктору Ющенко он «всего лишь» пригрозил перспективой импичмента, поименовав его авантюристом, то угрозы в адрес Партии регионов выглядят более весомо: возглавляемые Морозом социалисты могут отказаться от вхождения в коалицию большинства.
Другой вопрос, что, по мнению ряда экспертов, у СПУ есть серьезный шанс вообще не пройти в новый состав парламента, что несколько обесценивает подобные заявления.
Украинские левые, похоже, вообще слишком уж увлеклись междоусобными разборками (надо полагать, взяв пример со «старших товарищей»), что может привести к тому, что в новой Раде они будут представлены только коммунистами.
Аналитики отмечают, что одна из причин нынешних проблем украинских левых – провал всех попыток объединительных переговоров. Чего не скажешь нынче о России: так, в пятницу лидер «Справедливой России» Сергей Миронов сообщил о том, что в ряды СР вливается Социал-демократическая партия.
Новость слегка омрачается тем обстоятельством, что СДП (и так мало кому, кроме специалистов, известная) была недавно ликвидирована по приговору суда, – но в любом случае порадуемся за Сергея Михайловича и его соратников.
Куда пикантнее, впрочем, оказалась ситуация вокруг забастовки на АвтоВАЗе: создателей тольяттинских чудо-автомобилей поддержали, в числе прочих, «Другая Россия» и СПС. Похвальное объединение на левой платформе, особенно для Союза правых сил.
Сама забастовка оказалась куда менее масштабной, чем медийная шумиха вокруг нее. Продолжалась она четыре часа, остановки главного конвейера так и не произошло, а численность участников составила от 150 (по мнению руководства АвтоВАЗа) до 600 человек (по версии независимого профсоюза).
В любом случае для предприятия, на котором работают более 100 тыс. человек, – капля в море. Зато шума получилось действительно много.
Тем временем один из «главных автомобилистов» России предприниматель Олег Дерипаска предпринял новые попытки расширения своей империи. На сей раз он собирается приобрести контрольный пакет акций концерна «Силовые машины»: соответствующая заявка уже подана в Федеральную антимонопольную службу.
Отметим, что нынешняя попытка является второй по счету: три года назад получить контроль над концерном Дерипаске так и не удалось. Отметим, что из-за отсутствия согласованной политики акционеров «Силовые машины» уже несколько лет работают в убыток.
Продолжаются изменения в структуре медиарынка. На прошлой неделе было объявлено, что владелец контрольного пакета ИД «Комсомольская правда» группа «ЕСН» выкупает 25,05% акций у норвежской компании A-pressen. Напомним, что группа получила контроль над ИД в нынешнем году, выкупив долю компании «Проф-медиа».
Сумма сделки не разглашается. Однако и по общим параметрам понятно, что она не идет ни в какое сравнение с мегасделкой недели в сфере медиа: известный магнат Руперт Мердок приобрел корпорацию Dow Jones, которой принадлежат одноименное новостное агентство, деловая газета Wall Street Journal и ряд других активов.
Цена вопроса – 5 млрд долларов; судя по всему, это сравнимо едва ли не с капитализацией отечественного медиарынка. А если не брать в расчет телекомпании, то как бы и не поболее.