Вопрос о преемнике возник еще два года назад. В течение прошлого года эксперты чаще всего называли две фамилии: Дмитрий Медведев, первый заместитель председателя правительства, курирующий национальные проекты, и Сергей Иванов, вице-премьер и министр обороны.
Я замещаю серьезную позицию. Здесь очень много работы» – такой ответ можно расценить как «самоотвод» вице-премьера с «должности» преемника
Каждого из них поочередно называли не просто наиболее вероятным, но единственным преемником. Например, в конце мая известный телеведущий Владимир Соловьев в своей колонке в газете ВЗГЛЯД заявлял с полной уверенностью: вопрос о преемнике Путина уже решен в пользу Сергея Иванова.
Однако не прошло и месяца, как помощник Владимира Путина Игорь Шувалов 15 июня вновь заинтриговал журналистов и аналитиков. Президентский помощник подтвердил, что наиболее вероятными кандидатами в преемники считаются «два активных человека, которые работают первыми заместителями премьер-министра с разными обязанностями и очень либеральны во взглядах». Добавив, что у каждого из них есть шансы на победу, он отметил, что может появиться и еще один кандидат. «Люди говорят об этих двух кандидатах, возможных кандидатах, но мой президент может сделать еще один сюрприз и, может быть, позднее в этом году вы, возможно, узнаете еще об одной возможной фигуре», – сказал Шувалов.
Комментируя для газеты ВЗГЛЯД слова Шувалова, главный редактор журнала «Профиль» Михаил Леонтьев сказал: «Шувалов реально имел как фактические, так и административные основания озвучить подобные вещи». Таким образом, экспертное сообщество было поставлено в тупик. В связи с этим главный редактор газеты ВЗГЛЯД Александр Шмелев в своей колонке писал: «На мой взгляд, на основании всего предыдущего опыта можно было бы сделать только один прогноз: имя того, кого Владимир Владимирович Путин решит поддержать на следующих президентских выборах, станет известно нам в самый последний момент. И это имя будет достаточно неожиданным! А чем больше эксперты рассуждают о той или иной фигуре как о кандидате в преемники, тем меньше шансы этой фигуры действительно стать таковой».
И вот сегодня один из гипотетических кандидатов в преемники высказался по вопросу о самой большой загадке российской внутренней политики. Медведев подчеркнул, что главное не то, что оппозиция или власть определилась: «Определяется с предпочтениями только один субъект – народ». При этом он отметил, что имеет значение то, как будет проходить избирательная кампания, «равно как и имеет значение позиция действующего президента как очень популярного политика, который многое делает для развития страны». Вице-премьер полагает, что президент примет решение осенью: «Есть законы жанра, и очевидно, что осень – это уже разгар политических баталий, разгар избирательного цикла. Видимо, все основные события состоятся в этот период».
При этом Медведев весьма уклончиво ответил на вопрос о своем возможном вступлении в партию: «Мне предложения вступить в партию поступают, но я пока для себя ничего не планирую». Но притом он одобрительно отозвался о «Единой России». В частности, он более благожелательно, чем раньше, отнесся к термину «суверенная демократия». Притом что этот термин Медведеву не нравится как юристу, он понимает его политическую целесообразность. «Наша уважаемая «Единая Россия» имеет право на использование тех идеологических клише, которые полагает наиболее целесообразными в конкретный период, – признал вице-премьер. – Термин совершенно условный, но он запоминается. Это факт».
Что же касается его возможного кандидатства, то на прямой вопрос «Вы приняли для себя решение?» Дмитрий Медведев ответил: «Я уже на эту тему многократно высказывался. Я пока работаю вот в этом кабинете и замещаю серьезную позицию – первый заместитель председателя правительства. Здесь очень много работы».
Такой ответ можно расценить как «самоотвод» вице-премьера с «должности» преемника. Хотя некоторые эксперты дают словам Медведева прямо противоположную трактовку. Так, генеральный директор консалтинговой группы «Управление PR» Максим Григорьев в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил: «Окончательное решение по вопросу о преемнике Владимира Путина пока не озвучено потому, что, во-первых, окончательное решение все-таки еще не принято, а, во-вторых, эффективность сегодняшней работы потенциальных преемников (а их, разумеется, больше двух) на своих местах еще может повлиять на это решение. Поэтому заявление Дмитрия Медведева о его намерении работать в правительстве можно расценивать именно в данном ключе».