Судя по всему, мероприятие действительно станет весьма масштабным. Ожидается участие 160 журналистских организаций из всех стран мира; планируется присутствие ряда знаменитостей мирового уровня.
15–20 лет назад казалось, что с приходом свободы слова и печати «все сразу и образуется», дело лишь за тем, чтобы сошли со сцены представители «советской школы
Российская сторона будет исполнять почетные функции хозяина мероприятии – и, с другой стороны, можно говорить о том, что Конгресс станет своего рода смотром отечественной журналистики. Понятно, что высокие гости проявят особый интерес не только к достопримечательностям Москвы и ее окрестностей, но и к тому, как поставлено журналистское дело в нашей стране.
В принципе, России в этой ситуации действительно есть чем похвастаться. Это демонстрируют, кстати, и индикаторы деятельности медиабизнеса. Капитализация отечественных СМИ постоянно растет, причем интерес к ним проявляют не только крупные отечественные инвесторы, но и зарубежные. И относится это ко всем сферам – газеты, журналы, радио, ТВ, Интернет.
Однако было бы изрядным лукавством говорить о том, что в отечественном медийном цехе все обстоит идеально гладко – это, мягко говоря, не так. И одной из важных проблем здесь становится очевидное падение уровня профессионализма, причем в самых разных сегментах журналистики. И, что самое прискорбное, особенно хромает уровень подготовки у журналистов молодых. 15–20 лет назад казалось, что с приходом свободы слова и печати «все сразу и образуется», дело лишь за тем, чтобы сошли со сцены представители «советской школы».
Да, «советские мастодонты» действительно потихоньку уходят, но лучше от этого почему-то не становится. Дело в том, что «дети застоя», со всеми их недостатками, все же в подавляющем своем большинстве были крепкими профессионалами – чего об очень многих из тех, кто пришел к ним на смену, не скажешь. В стране появилась масса негосударственных журфаков и иных образовательных структур, что ощутимо увеличило количество «новых кадров», но, похоже, негативно повлияло на их качество. В результате в материалах «новых журналистов» во множестве появляются бросающиеся в глаза несуразицы. Причем бросающиеся не только читателям – но, разумеется, и экспертам. В том числе – и зарубежным. И вполне возможно, что среди вопросов, которые станут задавать руководству «принимающей стороны» иностранные гости Конгресса, будут и весьма неудобные – к примеру, и о том самом падении уровня профессионализма журналистики в России. Как будут отвечать на эти вопросы «отцы российской журналистики», пока неясно.
По крайней мере, г-н Богданов эту тематику на недавней пресс-конференции затронул лишь по касательной – впрочем, с неудовольствием признав сам факт ее существования. Предпочтя поговорить о делах, скажем так, хозяйственных – к примеру, жалуясь на несправедливость чиновников Роскомимущества, вознамерившихся лишить СЖР ряда помещений за их нецелевое использование. Материя довольно тонкая: околофинансовые вопросы щепетильного характера в последнее время возникают вокруг Союза журналистов не так уж редко, достаточно вспомнить еще и зимнюю историю с оформлением в собственность 16 га земли в ближнем Подмосковье.
Все эти истории, кстати, тоже могут вызвать разного рода не особо приятные вопросы на Конгрессе – другой вопрос, что на сей раз любопытство будут проявлять, скорее, не иностранные журналисты, а российские: для них подобные темы представляют, в числе прочего, еще и непосредственный личный интерес. К примеру, что получат рядовые труженики пера при строительстве Журналистской деревни – или, к примеру, на каких условиях занимали журналистские площади в здании на Зубовском бульваре такие вполне коммерческие организации, как Национальная тиражная служба и «Рамир-мониторинг».
Из бесспорных вещей, о которых говорил в преддверии Конгресса Всеволод Богданов, то, что журналистика – профессия опасная. Это справедливо, причем не только по отношению России. Дело в том, что профессия накладывает отпечаток и на менталитет, и среди пишущей братии достаточно много людей бесшабашных, с «ослабленным инстинктом самосохранения». В российских условиях – это относится в первую очередь к начинающей свою карьеру молодежи – это иногда приводит к самоотождествлению работников СМИ с участниками освещаемых ими событий, из-за чего зачастую и возникают коллизии. От громких коллективных увольнений по собственному желанию – вплоть даже до прямых нарушений закона (скажем, при провозе денежных средств через границу).
Понятно, что вину за подобные столкновения легко и приятно возлагать на правоохранителей (к примеру, на бойцов ОМОНа), но определенная доля ответственности по праву принадлежит и тем, чьи действия попросту трудноотличимы от провокационных.
Можно предположить, что Конгресс станет местом достаточно острых дискуссий. И далеко не факт, что наиболее полемические темы, которые будут предложены его организаторами, не встретят неожиданных и нелицеприятных продолжений. С другой стороны, это, наверное, и неплохо: известно, что в спорах рождается истина.