Премьер-министр Италии Романо Проди в рамках своей пресс-конференции в Тиране объявил, что не возражает против того, чтобы в НАТО были приняты Албания, Хорватия и Македония.
Членство в НАТО приблизит эти страны к еще одной цели – членству в ЕС
Дальше – больше. Как оказалось, Рим сейчас активно работает над тем, чтобы эти страны были приняты в альянс уже в апреле 2008 года, на саммите НАТО в Бухаресте.
Ранее в том же духе высказывались официальные власти Латвии, так что Проди стал второй европейской «ласточкой», возвестившей о возможности очередного расширения НАТО. Правда, не на восток, а на юг.
Напомним, что те страны – члены НАТО, которые входят еще и в Евросоюз, традиционно скептически относились к тому, чтобы альянс прирос еще тремя республиками Адриатики.
В евроэлитах весьма популярно мнение, что военный блок до сих пор не может переварить своего пятого расширения от 29 марта 2004 года (тогда в НАТО были приняты Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Словения, Словакия и Румыния) и дальнейшее укрупнение структуры альянс только ослабит.
Но сторонником присоединения к альянсу Албании, Хорватии и Македонии, как известно, является Госдеп США. В апреле этого года президент Джордж Буш даже подписал закон, предполагающий ассигнования в эти страны (а также в Грузию и Украину), призванные помочь им как можно скорее переоснастить армию и вступить-таки в НАТО.
Размер этих ассигнований на период с 2008 по 2012 год составляет порядка 30 млн долларов.
«Конгресс призывает союзников в НАТО поддержать призывы США к приему в члены альянса достойных государств, в том числе через признание прогресса в продвижении Албании, Хорватии, Грузии, Македонии и Украины к выполнению требований и обязательств по членству в НАТО», – отмечалось в тексте подписанного Бушем документа.
А в июне хозяин Белого дома лично посетил Албанию с официальным визитом. Советник Буша по национальной безопасности Стивен Хедли распространил тогда следующее сообщение:
«Президент разделяет мечту о том, чтобы Албания стала неотъемлемой частью целостной, свободной и мирной Европы, зрелым членом трансатлантического сообщества. Он высоко ценит партнерство Албании в войне против террора в Ираке и Афганистане и признателен ей за конструктивную поддержку косовского процесса и плана Ахтисаари».
Что касается самих Албании, Хорватии и Македонии, быть членами НАТО они хотят уже давно, и одна из причин такого желания – твердая уверенность в том, что членство в НАТО приблизит эти страны к еще одной цели – членству в ЕС.
Исключение тут, пожалуй, только Хорватия, которая даже к программе «Партнерство во имя мира» (соглашение между странами НАТО и государствами, поддерживающими политику альянса, в том числе Россией) присоединилась позднее остальных – в мае 2000 года.
Албания и Македония свое желание вступить в альянс традиционно выражали куда громогласней Хорватии. Албанская армия, к примеру, участвует в миссиях «по поддержанию мира» в Боснии, Афганистане и Ираке. ВС Македонии также приняли участие в иракской войне.
Тем не менее для многих было очевидно, что в альянс эти три страны примут, что называется, скопом. И окончательной датой называли именно 2008 год, хотя Албания, которая в НАТО хочет особенно сильно, надеялась, что все случиться еще в 2006-м, на саммите в Риге.
Потом, впрочем, под окончательной датой стали понимать 2010 и даже 2012 год. Как бы там ни было, но еще в августе 2002 года тогдашний президент Албании Альфред Моисиу заявлял, что грядущее членство его страны в НАТО – вопрос решенный и не последнюю роль в этом вопросе играет близость Албании к Косову.
Свою армию Албания усиленно реформирует (не без поддержки со стороны США) с 1999 года и, согласно достигнутым договоренностям, уже в следующем году будет тратить на оборонку 2% своего ВВП. Причем ряд двусторонних договоренностей между Албанией и Штатами был достигнут несмотря на протесты Евросоюза.
В мае 2003 именно по инициативе Албании между тремя странами Адриатики был подписан некий Адриатический чартер (устав) – как механизм регионального сотрудничества по продвижению кандидатуры каждой страны в НАТО.
Председатель Албанской евро-атлантической ассоциации (некая структура по интегрированию) Ариан Старова заявил тогда, что сотрудничество Македонии, Албании и Хорватии является шагом, исключающим унаследованное негативное название региона – «пороховая бочка».
Со своей стороны, председатель Евро-атлантического клуба Македонии Лазар Эленовски назвал создание хартии «ключевой фазой приближения к североатлантической семье» и «символом общей цели – полноправного членства в НАТО».
Если «семья» все-таки пополнится новыми членами, вооруженные силы НАТО прирастут на 80 тыс. штыков, но, что гораздо важнее, получат в свое распоряжение крайне важный в стратегическом плане плацдарм в регионе и высокопрофессиональную береговую охрану Албании.