ЦИК РФ пока не вычеркнул Бориса Немцова из списка желающих стать кандидатом в президенты, несмотря на то что получил официальное заявление политика. По закону отозвать претендента может только партия, которая его выдвинула, а такого заявления от СПС пока не поступило.
Сбор подписей – банальный тест на профпригодность политика как кандидата в президенты
Зато Михаил Касьянов, в пользу которого Немцов отказался от участия в предвыборной гонке, развил бурную деятельность по сбору подписей. На официальном сайте политика объявлено, что уже получено 300 тыс. подписей, а к 15 января Касьянов обещает предоставить в ЦИК 2,1 млн подписей.
Пока же идет ловля автографов избирателей, что называется, на живца. Так, на Триумфальной площади в Москве Михаил Касьянов лично участвовал в митинге, посвященном сбору подписей.
При этом экс-премьер уже, судя по всему, ищет оправдание вероятной неудаче: на этот раз виновными названы нотариусы российских регионов, якобы чинящие препятствия эмиссарам Касьянова в регистрации добытых автографов избирателей.
Напомним, примерно по той же причине отказался от участия в президентских выборах бывший политический партнер Касьянова по «Другой России» Гарри Каспаров – он якобы не смог найти в стране ни одного свободного помещения, чтобы провести там съезд своих сторонников.
Сбор подписей – банальный тест на профпригодность политика как кандидата в президенты. Более того, это предварительная предвыборная кампания, проводимая одним из самых эффективных способов – от двери к двери. Ведь чтобы получить 2 млн автографов, надо пообщаться с несколькими миллионами избирателей, сообщив им о выдвижении такого-то кандидата. Но все это имеет смысл лишь в том случае, когда у кандидата есть предвыборные перспективы.
По данным соцопросов, сегодняшний рейтинг Михаила Касьянова колеблется на уровне 1%. Даже подписи всей «группы поддержки» экс-премьера не обеспечат необходимых для регистрации кандидатом 2 млн подписей, учитывая, что в Российской Федерации насчитывается чуть более 107 млн избирателей. При этом стоит учитывать, что найти и идентифицировать своих сторонников экс-премьеру будет непросто: одно дело – высказать свои симпатии к тому или иному политику во время анонимного опроса или тайного голосования, а другое дело – направить в ЦИК официальное заявление с паспортными данными и подписью.
Касьянов мог бы рассчитывать на умножение своих процентов за счет голосов сторонников Бориса Немцова. Но личный рейтинг Немцова колеблется в диапазоне от 0 до 1%. А Союз правых сил, который выдвинул Немцова кандидатом в президенты, получил на выборах в Госдуму 0,96% голосов. Поэтому самоотвод Немцова никак не может повлиять на предвыборную расстановку сил.
На что же может рассчитывать Касьянов при сборе подписей, если его собственный ресурс весьма ограничен?
«С технической точки зрения собрать нужное количество подписей не так сложно для людей, обладающих партийной структурой. Но если у кандидата нет работающей партии или партии, участвовавшей в парламентской кампании, то это потребует существенных финансовых затрат», – говорит генеральный директор консалтинговой группы «Управление PR» Максим Григорьев.
С ним согласен генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Он считает, что 2 млн подписей под силу собрать только весомой парламентской партии или крупным сетевым структурам вроде профсоюзов.
Об этом же говорит политтехнолог Марат Гельман*: «Тем, кто не участвовал в парламентских выборах, теоретически можно договориться с одной из партий и воспользоваться услугами ее штабов. Конечно, для них это непростая задачка. Но с другой стороны, такие требования по сбору подписей отсекают от кампании людей, не имеющих никакой политической поддержки, ни реальных возможностей. Эта норма разумна, иначе в президенты бы шли все сумасшедшие».
Однако Михаил Касьянов опирается на неразличимый на политической арене Народно-демократический союз (НДС) и СПС, показавший на парламентских выборах свою несостоятельность как полноценного политического игрока.
Поэтому вариант поддержки со стороны также не сыграет существенной роли в попытке экс-премьера выдвинуться кандидатом в президенты.
Остается еще товарно-денежный вариант. У кандидатов вроде Немцова и Касьянова, считает Дмитрий Орлов, «возникнут серьезные технологические проблемы и они будут вынуждены эти подписи, грубо говоря, купить у тех фирм, которые на этом специализируются».
По словам эксперта, сбор подписей обойдется «не менее чем в 6 млн долларов». Однако даже покупка голосов – еще не гарантия того, что претендент станет кандидатом. В погоне за быстрым заработком в условиях весьма ограниченного времени и учитывая, что нанятые сборщики подписей работают не за совесть, а за деньги, весьма вероятно, что часть автографов, сданных «под ключ», окажутся сфальсифицированными.
«Когда человек приходит в определенную квартиру, а в ней находится лишь один из проживающих, то, чтобы не терять деньги, он ставит подпись за всех троих или четверых. Это очень распространенная вещь, и очень многие могут на этом погореть», – предупреждает Орлов.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом