«В рамках разведывательных мероприятий 1 декабря 2007 года в пределах границ Ирака, юго-восточнее уезда Чукурджа провинции Хаккяри, была обнаружена группа из 50–60 курдских террористов. Против нее была начата интенсивная операция при поддержке всех имеющихся огневых средств», – цитирует РИА «Новости» сообщение турецкого Генштаба.
Ракетно-бомбовый удар по позициям боевиков был осуществлен артиллерийскими батареями, расположенными в приграничном с Ираком районе страны
Как сообщает Интерфакс со ссылкой на британский телеканал Sky News, турецкая армия начала операцию в Северном Ираке с целью захватить группу из 50–60 террористов Рабочей партии Курдистана.
По информации турецкой телекомпании NTV, операция в Северном Ираке проводится с использованием сухопутных подразделений, которые действуют при активной поддержке с воздуха.
Экстремисты укрываются в горах Габар и Кюпели, сообщает ИТАР-ТАСС. Боевые вертолеты и самолеты наносят ракетно-бомбовые удары по горным областям, где, по данным разведки, находятся боевики. Сообщается также, что жандармерия и подразделения «коммандос» полностью блокировали все пути отхода террористов на территорию Ирака или Ирана. Перестрелки происходят и в других провинциях на юго-востоке страны.
Турецкие военные уже отрапортовали, что «группе террористов нанесен ущерб». По заявлению турецкого Генштаба, экстремисты были обнаружены «1 декабря в рамках действий разведывательных подразделений».
Однако вскоре представитель курдского ополчения Джаббар Явар заявил, что турецкие военные не вторгались в Северный Ирак.
«Я лично обзвонил всех командиров и гражданских представителей в приграничных районах и подтверждаю, что турецкая армия не вторгалась на иракскую территорию», – цитирует ИТАР-ТАСС слова Джаббара Явара.
Американское военное командование в Ираке в лице майора Уинфилда Дэниэлсона также не подтвердило факт перехода турецкими войсками границы с Ираком. «К нам не поступало никакой информации о трансграничных операциях турецкой армии», – сказал он.
Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД , в пятницу премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган все-таки выдал Министерству обороны страны мандат на проведение военной операции против Рабочей партии Курдистана.
В мандате указано, что операция именно «приграничная», то есть продвижения армии вглубь иракской территории быть не должно.
Однако если курды начнут коллективно отступать на свои позиции в Иракском Курдистане, армия с большой степенью вероятности последует за ними. Благо поддержки со стороны местной администрации у боевиков из РПК больше нет.
На границе Турецкой Республики и Северного Ирака сосредоточен 100-тысячный воинский контингент. Им противостоят, по данным Генштаба Турции, около 3,5 тыс. курдских боевиков.
Напомним, что само правительство получило от парламента мандат на вторжение в Ирак еще в середине октября. О неизбежности скорой войны тогда заявили практически все хоть сколько-нибудь значимые политики республики.
Более того, «партии мира» на тот момент в Турции просто не существовало. Не существует ее и теперь, если не считать крайне малочисленную группу этнических курдов в местном парламенте.
Однако против такого варианта развития событий крайне резко выступал Вашингтон, так как новая война в Ираке дестабилизирует обстановку в регионе, а кроме того, курды всегда были верными союзниками Белого дома в деле войны с Хусейном и его последователями.
Штаты задействовали все свои лучшие дипломатические силы, подключив к увещеванию турок официальный Багдад и представителей НАТО. Негативно оценивали перспективы войны и в Брюсселе, что немаловажно: Турция в Евросоюз, как известно, стремится всей душой.
Однако после визита премьера Турции Эрдогана в Вашингтон и переговоров в формате «один на один» с президентом Джорджем Бушем обстановка заметно поутихла.
Тем не менее в Турции ежедневно проходили супермасштабные акции в поддержку войны, а население активно жертвовало свои сбережения в фонд помощи воинскому контингенту Турции (дочь президента страны Абдуллы Гюля не поскупилась даже отдать свои свадебные украшения).
Главной «партией войны» числился Генштаб Турции.
Военные давно (причем в ультимативной форме) выступают за «окончательное решение курдской проблемы», а трансграничную операцию считают лучшим из методов.
Генералитет в республике имеет традиционно сильное влияние на политику (благо выступает гарантом светского строя страны), он уже неоднократно свергал правительства, а к Эрдогану имеет вполне конкретные претензии.
Во-первых, Эрдоган – исламист (пусть и умеренный).
Во-вторых, он был судим, так как работал мэром Стамбула и входил в происламскую Партию благоденствия, запрещенную военными после очередного переворота в 1998 году.
Судя по всему, Эрдоган больше не имел возможности возражать Генштабу. А возможно, Эрдоган, экономист по образованию, просто посчитал убытки.
Утром в пятницу одно довольно нервное заявление сделал заместитель Эрдогана Джемиль Чичек. Чиновник заявил, в частности, что общий ущерб, который нанесла Турции террористическая организация «РПК», составил около 300 млрд долларов.
«Используй наша страна эти средства в других целях, то сегодня занимала бы 7-е место в списке мировых держав», – цитирует турецкого вице-премьера газета Milliyet.