Члены семьи бывшего диктатора Чили Аугусто Пиночета арестованы по решению суда республики. Вердикт был вынесен судьей Карлосом Серда еще в четверг, а в пятницу полиция сообщила, что вдова генерала Лусия Ириарт и трое его детей – Аугусто, Марко Антонио и Люсия – уже взяты под стражу.
Ряд политических фигур Чили считают процесс не чем иным, как «запоздалой попыткой мести
Всего же судом было выписано 27 ордеров, и «в самое ближайшее время» будут арестованы еще двое детей экс-диктатора, его личный секретарь, личный адвокат и как минимум трое отставных генералов из ближайшего окружения Пиночета – Хорхе Баллерино, Джеклермо Гарин и Гектор Летелиер. Остальные ордера предназначены уже для членов их семей.
Что характерно, дело, в рамках расследования которого судья принял решение об аресте, не имеет никакого отношения к похищению людей, казням, пыткам, организации тайных тюрем и концентрационных лагерей. Во всех этих грехах Аугусто Пиночета обвиняли при жизни, и общее количество адресованных ему судебных исков в «преступлениях против человечности» перевалило за три сотни.
В связи со смертью генерала в декабре минувшего года многие судебные процессы против него были прекращены. Однако чилийские судьи продолжили расследование о происхождении состояния экс-диктатора, которое оценивается, по разным данным, в сумму от 15 до 30 млн долларов.
Начало этому разбирательству положило в 2004 году так называемое дело «Риггс», по которому Пиночет и его супруга обвинялись в незаконном переводе средств из американского банка «Риггс» в Банк Чили, где были обнаружены миллионные счета, открытые на имя генерала и его родственников. Выявить их удалось в ходе расследования, проводимого комиссией сената США.
В докладе, подготовленном комиссией в 2006 году, утверждалось, что Пиночет скрывал свое состояние в нескольких ведущих американских банках, включая Bank of America и Citigroup. Всего же Пиночету якобы принадлежало более сотни счетов в 9 различных банках.
Таким образом, к многочисленным искам, направленным против генерала, добавились также обвинения в неуплате налогов, мошенничестве, отмывании денег и хищении государственных средств. И вот три года спустя за неимением главного ответчика в качестве главных обвиняемых по делу привлечены члены семьи Аугусто Пиночета и его ближайшее окружение.
Нынешний президент Чили социалистка Мишель Бачелет уже успела назвать решение суда «абсолютно законным» и заявила, что намерена «спокойно ждать вердикта».
Однако ряд политических фигур Чили считают процесс не чем иным, как «запоздалой попыткой мести». В последнее время правосудие республики заметно активизировало свои усилия в расследовании дел, связанных с деятелями военной хунты, которую возглавлял Пиночет.
Так, 24 сентября чилийский суд выдал ордер на арест бывшего армейского капеллана 72-летнего Луиса Хоркера Молины, обвиняемого «в сокрытии убийств хунты». А в начале августа чилийская полиция задержала генерала в отставке Рауля Итурриагу, который принадлежал к ближайшему окружению экс-диктатора. Арестованный настаивает, что является жертвой «деспотического, предвзятого, неконституционного и несправедливого режима».
Наконец, в прошлом году Верховный суд Чили утвердил приговор к пожизненному тюремному заключению для генерала Уго Саласа Венцеля, который возглавлял при военной хунте разведслужбу. Генерал был обвинен в «хладнокровном убийстве» 12 молодых социалистов, причастных к неудавшемуся покушению на Аугусто Пиночета в сентябре 1986 года. По официальной версии хунты, никаких убийств не было и неудавшиеся революционеры погибли в перестрелке с полицией.
Что касается самого бывшего диктатора, к концу жизни он арестовывался неоднократно. Впрочем, ввиду преклонного возраста это были исключительно домашние аресты. Самый громкий процесс был начат в 1998 году в Великобритании, где генерал находился на лечении в госпитале. Тогда выдачи Пиночета требовала Испания, так как в годы правления хунты «в никуда растворились» несколько сотен граждан этой страны.
Чилийская сторона настаивала на незаконности как самого ареста, так и возможной экстрадиции генерала в Испанию. Тогдашний министр внутренних дел Великобритании Джек Стро также заявил, что никакой экстрадиции не допустит. Окончательный вердикт принимала палата лордов. Согласно ему Пиночет не должен был нести ответственность за преступления, совершенные им до 1988 года, но лишался иммунитета от преследований за преступления, совершенные позже.
Генерал вернулся на родину и практически сразу был лишен уже всяческого иммунитета и неприкосновенности, которыми обладал как пожизненный сенатор. Попытки осудить Пиночета в дальнейшем предпринимались неоднократно. Его то заключали под домашний арест, то освобождали опять. Ряд процессов Пиночет выиграл, рассмотрение некоторых дел было отложено в связи со «старческим маразмом» генерала. Потом эти дела возрождались – чтобы закрыться вновь.
Что характерно, супругу бывшего диктатора тоже обвиняли в ряде преступлений, в том числе в уклонении от налогов и использовании фальшивых документов, однако Лусия Ириарт была полностью оправдана.
Юридическая карусель закончилась в декабре 2006 года в связи со смертью 91-летнего генерала от инфаркта в военном госпитале Сантьяго. Окончательный судебный приговор по обвинению в тяжких преступлениях Пиночету так и не был вынесен. Примерно за месяц до смерти экс-диктатора его жена распространила заявление, в котором Пиночет впервые признавал свою «политическую ответственность».
Военная хунта генерала Аугусто Пиночета (в то время главнокомандующего чилийской армией) захватила власть в Чили 11 сентября 1973 года. Законный президент страны Сальвадор Альенде и десятки его сторонников были убиты во время путча. Сразу после переворота тысячи людей были брошены в тюрьмы и концлагеря, многие из них погибли.
Считается, что во время правления генерала более 3 тыс. человек были убиты или пропали без вести. Режим хунты неоднократно осуждался ООН и правозащитными организациями за применение пыток в отношении задержанных лиц.
В общей сложности Пиночет правил страной 17 лет и на излете правления провел в республике ряд демократических преобразований. В 1990-м он добровольно покинул свой пост, передав власть избранному на свободных выборах новому президенту страны – лидеру оппозиции Патрисио Эйлвину.
Ставленник Пиночета те выборы проиграл, равно как и сам Пиночет проиграл референдум от 1988 года – чилийцы не разрешили диктатору занимать свой пост в течение еще 8 лет, благо демократические преобразования совпали по времени с финансовым кризисом – на мировом рынке заметно упал спрос на медь, главный продукт экспорта Чили.
Однако еще 8 лет Пиночет числился главнокомандующим чилийской армией и был неприкосновенен для правосудия как бывший президент и пожизненный сенатор.
Значительная часть чилийского общества и многие историки до сих пор уверены в том, что приход к власти военной хунты, в которой была сосредоточена практически вся элита страны тех лет, спас республику от диктатуры коммунистов. А проведенные Пиночетом реформы сделали Чили одной из богатейших стран Южной Америки, даже само понятие «чилийское экономическое чудо» уже стало нарицательным.