Накануне своей встречи с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном глава турецкого Кабмина Тайип Эрдоган дал развернутое интервью газете The Times. Разговор шел на тему грядущей встречи двух премьеров и напрямую касался запланированного турками вторжения в Северный Ирак в рамках антитеррористической операции против курдов.
К границе Турции с Ираком уже стянут воинский контингент количеством около 60 тыс. человек
И хотя Эрдоган заявил ровно то, что ожидалось, интервью стало сенсацией. Премьер впервые отказался от экивоков, назвал вещи своими именами и прямо угрожал США.
Во-первых, Турция начнет боевые действия в Северном Ираке, «несмотря на отчаянные призывы к сдержанности со стороны Штатов, НАТО и Евросоюза». «Турция неоднократно призывала американскую администрацию и иракское правительство изгнать курдских сепаратистов с этой территории, но обе власти бездействовали. У Турции иссякает терпение, и она имеет полное право на самооборону», – заявил Эрдоган.
Всё это премьер заявлял и ранее, но вот фраза: «Мы не обязаны просить разрешения ни у кого» – прозвучала впервые. Причем, была подкреплена старым тезисом: «Мы готовы заплатить любую цену».
Во-вторых, дружба между Анкарой и Вашингтоном, судя по всему, действительно накрылась медным тазом. Эрдоган признал, что «Турцию захлестнула крупная волна антиамериканизма». Поскольку премьер получил свою власть прямо из рук народа в ходе разгромных для конкурентов выборов и в атмосфере активного противодействия со стороны военных и интеллигенции, не считаться с мнением соотечественников он просто не может. А соотечественники за войну двумя руками.
Тезис, что США «могут лишиться очень значимого для себя друга» тоже принадлежит Эрдогану. Этой фразой он обрисовал последствия для турецко-американского сотрудничества, если конгресс США всё-таки одобрит резолюцию, обвиняющую Оттоманскую империю в геноциде армян. А конгресс США резолюцию одобрить намерен.
В рамках своих мрачных прогнозов Эрдоган также не побрезговал наступить на самую больную мозоль Штатов – Ирак. Результат действий союзников турецкий премьер прямо назвал «провалом».
Не подтвердились и прогнозы тех, кто считал мнение Евросоюза важным барьером для принятия Турцией «окончательного вердикта». Эрдоган явно идет на обострение отношений с Европой и временно хоронит идею вступления Турции в Евросоюз.
В своем интервью он припомнил «ряду стран» «отказ от своих обещаний принять Турцию в это сообщество» и назвал «большой несправедливостью» позицию ЕС по Республике Северный Кипр (Турция эту республику признала, в то время как Брюссель настаивает на государственном единстве острова).
Своеобразную черту под заявлениями Эрдогана подвел посол Турции в Азербайджане Гусейн Авни Карслы-оглы. Дипломат заявил, «парламент Турции не просто принял решение о военных операциях на территории северного Ирака, когда будет необходимо, военные формирования перейдут границу».
И хотя спецоперация эта еще не объявлена, да и окончательная дата ее до сих пор не определена, война Турции с курдами по факту уже идет полным ходом. В воскресенье 12 турецких солдат погибли в засаде, устроенной боевиками в юго-восточной провинции Хаккяри. Потери со стороны курдов, по данным военных, составили 23 человека.
В генштабе Турции говорят, что обстреляли 63 «предполагаемые вражеские цели», и где именно находились объекты обстрела – на турецкой или на иракской территории – не уточняется. В свою очередь, Курдская рабочая партия прямо грозит взорвать нефтепроводы, по которым иракская нефть поставляется в Турцию.
Тем временем в самой Турции народная поддержка грядущей спецоперации превратилась в национальную идею. Одних пожертвований в пользу армии турки насобирали на сумму в 45 млн евро всего за неделю. Причем дочь президента Абдуллы Гюля лично внесла в этот фонд 115 тыс. евро – своими свадебными украшениями.
От трансграничной операции в Северном Ираке премьер Турции откажется только в том случае, если иракские власти вместе с американским военным контингентом прогонят боевиков КРП из Ирака, закроют их лагеря и выдадут Турции их лидеров.
«Если соседнее государство предоставляет безопасное убежище террористам, мы в соответствии с нормами международного права имеем определенные права, и мы этими правами воспользуемся», – заявил Эрдоган The Times.
При этом президент Ирака Джаляля Талабани хоть и призвал Курдскую рабочую партию «сложить оружие и остаться в статусе политической партии», но уже успел объявить, что выдавать курдов турецкой стороне он не намерен.
Талабани всячески увещевает турок, что дело можно решить миром, однако Эрдоган подчеркнул, что «прогнозы Талабани не убеждают». «Заявления красивые, но нам нужно увидеть, к чему они приведут», – отрезал турецкий премьер.
К границе Турции с Ираком уже стянут воинский контингент количеством около 60 тыс. человек. Ко времени запланированной на 6 ноября встречи Эрдогана с Бушем война уде может начаться.
При этому у Турции уже появился союзник - военные усилия против курдов готов поддержать Азербайджан. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД передает из Баку, что пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим, отвечая на вопрос журналистов, рассказал в какой форме Азербайджан может поддержать Турцию.
«Азербайджан и Турция - две дружественные союзнические страны и сотрудничают по широкому спектру вопросов. Азербайджан всегда был рядом с Турцией, и Турция всегда была рядом с Азербайджаном. В различных вопросах мы поддерживали друг друга», - заявил Ибрагим.
По словам представителя азербайджанского МИД, Анкара проводит политику, которая является «следствием терроризма». Азербайджан в этом и других вопросах всегда был рядом с Турцией. «Азербайджан, как государство, пострадавшее от террора, хорошо понимает угрозы и вызовы террора. Когда борьба с терроризмом остается одной из главных задач человечества, Азербайджан активно участвует в этом», - подчеркнул пресс-секретарь МИДа.