В четверг вечером Турция объявила об отзыве своего посла в Вашингтоне. Об этом сообщает телекомпания «НТВ». Телеканал также сообщил о том, что главком ВМС Турции отменил свой ранее запланированный визит в США. Не исключено, что Турция может пересмотреть свои союзнические обязательства перед Америкой. Причина – принятие комитетом по иностранным делам конгресса США резолюции, рекомендующей Белому дому признать факт геноцида армян в Османской империи.
Генштаб турецкой армии уже разработал четыре варианта атаки на курдов. Некоторые из них подразумевают точечные бомбежки с воздуха
Современная Турция категорически не согласна, что в 1915–1917 годах османами было целенаправленно уничтожено около полутора миллионов армян. Для страны это не просто щепетильный вопрос, он носит принципиальный характер.
Джордж Буш хотя и обещал в бытность кандидатом в президенты признать факт геноцида, однако возможные последствия такого документа для союзнических отношений с Турцией осознает прекрасно.
Президент лично призывал конгрессменов не голосовать за резолюцию. Что ее принятие «в этот момент создаст проблемы для всего того, что мы делаем на Ближнем Востоке», заявляла и госсекретарь Кондолиза Райс. Даже председатель комиссии по иностранным делам демократ Том Лантос, хоть и является сторонником резолюции, настоятельно просил законодателей взвесить все за и против.
Резолюцию, тем не менее, приняли. Пускай только предварительно, да еще и рекомендательную (то есть не имеющую юридической силы), но туркам важен сам факт. Реакция последовала незамедлительно: у американского посольства в Анкаре начались митинги протеста.
Президент Турции Абдулла Гюль уже назвал документ «недопустимым», а премьер-министр Тайип Эрдоган намекнул на возможные нежелательные последствия для Штатов еще накануне голосования – в телефонном разговоре с Бушем. Белый дом явно занервничал и через своих официальных представителей лишний раз напомнил, что резолюция юридической силы не имеет, зато носит «разочаровывающий» характер.
Проблема в том, что турецкая армия (кстати, вторая по численности в НАТО) – важнейший союзник США на Ближнем Востоке. Через территорию Турции американский контингент в Ираке снабжается горючим. Фактически она плацдарм НАТО в регионе, и ряд военно-воздушных баз на ее территории американцы активно используют в рамках своих «гуманитарных миссий» в Ираке и Афганистане.
Министр обороны США Роберт Гейтс еще до утверждения резолюции предупреждал законодателей, что «доступ на военные базы теперь может быть затруднен».
Но кроме теоретических проблем в обозримом будущем, Турция в состоянии организовать для США неприятности практические, причем в самое ближайшее время. Сейчас Анкара твердо намерена окончательно решить «курдский вопрос».
Во вторник вблизи границы с Северным Ираком турецкая армия уже провела спецоперацию по уничтожению боевиков из РПК (Рабочей партии Курдистана). А поскольку правительство Эрдогана явно не в восторге от неспособности Штатов «уничтожить курдских сепаратистов на территории Ирака», вопрос о переходе турецкой армией границы с Ираком теперь поставлен ребром.
У Эрдогана фактически нет другого выхода – после принятия резолюции по геноциду армян он находится под мощным давлением. Голосование по резолюции прошло в самое неподходящее время: боевиками РПК только за последнюю неделю было убито около 30 человек, турки требуют мести, а ввиду обиды за резолюцию возможное осложнение отношений с США их больше не интересует.
Больше других (и уже не первый год) на вторжении в Ирак настаивает турецкая армия. А Эрдогану сейчас крайне важно учитывать ее интересы. Генералитет откровенно обозлен на премьера за то, что президентом страны, несмотря на их протесты, все-таки был избран исламист (хотя и умеренный) – сподвижник премьера Гюль.
И вот теперь турецкое правительство намерено запросить у парламента согласие на вторжение в Северный Ирак для преследования курдских повстанцев, опорные пункты которых находятся по ту строну границы. Правда, Эрдоган намекнул, что немедленной военной акции может и не быть.
Разрешение действительно в течении года, а в том, что оно будет получено, сомнений нет – в парламенте у правящей партии большинство. В любом случае конечная цель Эрдогана – полное уничтожение боевиков из РПК. По данным премьера, в Ираке их более 3 тысяч.
«К сожалению, есть связь между законопроектом и турецким вторжением в Северный Ирак, потому что турецкое общество крайне раздражено против США и правительство чувствует то же самое», – заявил агентству Reuters бывший посол Турции в США Фарук Логоглу. Скорее всего, документ поступит в парламент уже на следующей неделе, по окончании празднований по случаю Байрама.
В свое время Анкара проводила боевые вылазки против иракских курдов неоднократно, Саддамом Хусейном они фактически поощрялись. Однако нынешнее правительство страны о несогласии с возможной спецоперацией на своей территории уже объявило.
Переход границы без разрешения официального Багдада означает, что правительство Ирака теоретически может объявить Турции войну. До этого, скорее всего, не дойдет, но перспективы у американского контингента все равно не радужные. Особенно учитывая проблемы, о которых в четверг объявил министр обороны США Роберт Гейтс.
Во-первых, пересечение турками границы и последующая спецоперация однозначно дестабилизирует Северный Ирак – самый спокойный регион страны. В дальнейшем дестабилизация может перекинуться и на другие районы.
Во-вторых, хоть Штаты и признают РПК террористической организацией, но иракским курдам обязаны многим. При Хусейне они подвергались репрессиям, так что неудивительно, что вся курдская община (а это пятая часть страны) в момент вторжения в Ирак встала на сторону союзников.
По некоторым данным, Генштаб турецкой армии уже разработал четыре варианта атаки на курдов и все они переданы на рассмотрение правительства. Некоторые из них подразумевают не только наземную операцию спецназа, но и точечные бомбежки с воздуха.
Впрочем, Фарук Логоглу также высказал предположение, что «безумие вокруг армянского билля не означает зеленого света для вторжения в Северный Ирак». Да и США в свою очередь могут провести операцию против РПК самостоятельно, чтобы не вынуждать турецких военных на крайние меры.
Кроме того, у Турции остается еще один сдерживающий фактор – давняя мечта о вступлении в ЕС. Верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана уже предупредил турков, что понимания в Европе их действия не найдут. «Любое возможное осложнение ситуации с безопасностью в Ираке не должно приветствоваться», – подчеркнул он.