Примечательно, что необходимость повышения ответственности губернаторов в правительстве связывают с усилением борьбы с терроризмом. Судя по всему, документ найдет поддержку и на Охотном Ряду. По крайней мере, ряд высокопоставленных руководителей «Единой России» уже поспешили высказаться в пользу принятия законопроекта.
Укрепить вертикаль
Мы должны строить более жесткую вертикаль, повышать ответственность власти нужно и можно
По действующему законодательству глава государства может временно отстранить от должности губернатора в случае, если ему предъявлено обвинение в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.
В соответствии с поправками в ст. 114 УПК РФ, разработанными в Минюсте, эту процедуру предлагается существенно упростить. Теперь для отлучения от власти главы региона будет достаточно одного обвинения по представлению генерального прокурора. А вот тяжесть содеянного во внимание приниматься не будет.
«Данная мера, на наш взгляд, будет способствовать укреплению вертикали власти в Российской Федерации, а также окажет дополнительное дисциплинирующее воздействие на указанную категорию должностных лиц», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Судя по всему, пойти на такие шаги в правительстве решили после конфуза, приключившегося недавно с главой Хакасии Алексеем Лебедем, который еще долго продолжал исполнять свои полномочия даже после открытия против него уголовного дела.
Наряду с этим предлагается изменить и ряд норм Уголовного кодекса РФ. В частности, поправки в ст. 292 УК РФ («Служебный подлог») предусматривают существенное усиление ответственности должностных лиц. Раньше за намеренное искажение официальных документов и предоставление ложной информации чиновнику грозил штраф максимум в 80 тыс. рублей и два года тюрьмы. Согласно новым поправкам «штрафная вилка» возрастает до 500 тыс. рублей, а тюремный срок - до четырех лет.
Помимо этого в правительстве предлагают дополнить норму закона оговоркой, по которой вина считается доказанной, «если действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, а также охраняемых интересов общества или государства». Аналогичная формулировка добавлена и в ст. 293 УК РФ («Халатность»).
Необходимость таких дополнений в правительстве объясняют усилением борьбы с терроризмом. «Законопроект направлен на установление повышенной ответственности должностных лиц за фактическое попустительство, которое облегчает совершение террористической акции и препятствует своевременному ее пресечению на стадиях приготовления и покушения», подчеркивается в пояснительной записке к документу.
При этом указывается, что халатное отношение региональных лидеров к проблеме терроризма «способствует открытой пропаганде экстремистских и националистических идей, а также позволяет беспрепятственно рекрутировать в террористические организации новых членов, в том числе обладающих теми или иными властными полномочиями».
«Авось» не пройдет
Замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский |
По мнению депутата, у руководства страны должна быть возможность «более оперативно реагировать на ситуации, которые могут возникнуть». «Необходимо, чтобы президент мог отстранить от должности губернатора, в отношении которого возбуждено уголовное дело, тогда провинившийся не сможет повлиять на ход следствия», - считает депутат. Рязанский признал «правильными» и те нормы законопроекта, которые направлены на повышение штрафных санкций за недобросовестное исполнение губернаторами своих обязанностей. «Я думаю, что это выстроено из логики закона «О государственной гражданской службе» и вписывается в рамки административной реформы», - отметил депутат.
А вот глава Комитета Госдумы по региональной политике Виктор Гришин назвал в беседе с газетой ВЗГЛЯД предлагаемые изменения «неоправданными». «Поправки утяжеляют правовую норму Уголовного кодекса и сохраняют двойственность в законодательстве», - отметил депутат. По его мнению, с одной стороны, предлагается существенно повысить ответственность губернаторов, но с другой – «у президента сегодня и так достаточно полномочий, чтобы отстранить высшее должностное лицо в связи с любым преступлением, которое связано с понижением к нему доверия со стороны населения», - напомнил Гришин.
Кроме того, не стоит ожидать, что с вступлением поправок в силу «законодательное укрепление вертикали в регионах закончится», полагает глава думского комитета. Депутат уверен, что для измерения эффективности региональных лидеров должны быть разработаны совсем другие параметры, позволяющие оценить в том числе результаты социально-экономической и политической деятельности.