Встреча двух лидеров началась в Константиновском дворце Петербурга в начале двенадцатого ночи и продолжалась почти два часа. Затем Владимир Путин и Михаил Саакашвили вышли к журналистам. Отношения между Россией и Грузией сложные, констатировали оба президента. Но тут же добавили, что нерешаемых проблем не бывает, главное – иметь желание их решить. Как оказалось, это желание есть у обоих лидеров, только решать накопившиеся вопросы они хотят по-разному.
Соседские отношения
С чего бы мы ни начинали, если мы хотим решать вопросы демократическим способом, мы должны спросить мнение народа
Например, что касается самой главной проблемы – непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии, то Владимир Путин уверен, что в территориальных вопросах необходимо руководствоваться интересами народа. «В последнее время мы много дискутируем на эту тему, – цитирует его ИТАР-ТАСС. – Мы часто слышим, что надо бы руководствоваться соображениями некой политической целесообразности и исторических особенностей».
В качестве примера успешного разрешения потенциального территориального конфликта Путин привел Чечню. «Все это закончилось проведением всенародного референдума по конституции, которым зафиксировано, что Чечня остается в территориальном и правовом поле России», – подчеркнул он. «С чего бы мы ни начинали, если мы хотим решать вопросы демократическим способом, мы должны спросить мнение народа», – высказал свою точку зрения Путин.
Судя по всему, прислушиваться к мнению жителей самих непризнанных республик Михаил Саакашвили не намерен. По его словам, позиция Тбилиси по поводу территориальных вопросов крайне жесткая. Президент Грузии назвал аннексией ряд действий. «К сожалению, реальность в зоне конфликтов такова, что даже эмоции не полностью отражают драматизм ситуации, которая там сложилась, – сказал он. – С одной стороны, Грузия настроена на конструктивный диалог, прежде всего с Россией. С другой стороны, реальность такова, что идет аннексия территории нашей страны. Мы должны восстановить конструктивный диалог. Пока же у нас больше вопросов». «Грузия маленькая красивая страна, и лучше ее оставить в покое, – заявил президент Грузии. – Нам больше нечего отдавать, ни метра осетинской или абхазской территории никто не получит». «Думаю, что со временем мы будем эти вопросы решать вместе с Россией», – считает он. «Мы обречены на добрососедство», – немного смягчил свой тон Саакашвили.
Правда, добрососедства пока никакого нет – есть общие границы. На вопрос, сблизились ли Россия и Грузия, Путин ответил: «Недавно я был в Сочи, там пешком дойти можно до границы, куда уж ближе». Однако Саакашвили, со своей стороны, заметил: «Там за границей находится Абхазия». И обыграл: «Если у кого-то были сомнения, что это Грузия, то теперь Владимир Владимирович развеял эти сомнения. Ни у кого никаких сомнений в этом вопросе быть не должно».
Вино раздора
Президент России Владимир Путин принял у себя своего грузинского коллегу Михаила Саакашвили |
Работа в этом направлении идет серьезная, ответил Саакашвили и напомнил, что недавно одна из российских фирм приобрела известный винный завод в Грузии. «Для наведения порядка, наверное», – с улыбкой добавил Путин.
Помимо этого, журналистов интересовали отношения России с некоторыми политиками, которые не совсем «любимы» в Грузии. Например, с бывшим лидером Аджарии Асланом Абашидзе, живущим ныне в Москве. Путин на это ответил, что «во время известных событий в Аджарии Грузия сама обратилась к нам с просьбой не препятствовать въезду Абашидзе в Россию», сообщает «Интерфакс».
На вопрос журналистов, не считает ли он поощрением сепаратистских режимов прием в России президентов Южной Осетии и Абхазии, президент России ответил: «Думаю, что нет. Россия является одним из участников процесса урегулирования. Как же нам заниматься урегулированием, не встречаясь со сторонами конфликтов (Южная Осетия и Абхазия)?»
Подытоживая свою встречу с президентом Грузии, Путин сказал: «Михаил Николаевич интересный собеседник – мне с ним интересно встречаться». На вопрос о возможном визите в Грузию глава Российского государства, в частности, заявил: «Мы по каналам МИД согласуем сроки визита».