О намерении бывшего премьера российского правительства Михаила Касьянова объявить очередное объединение правых стало известно накануне. Реакция на это последовала мгновенно. Движение «Наши», назвав происходящее «объединением либералов, коммунистов и фашистов по принципу «неважно с кем – главное, против кого», объявило войну объединяющимся и пригрозило «господам ворам, предателям, фашистам и их сторонникам» не дать им совершить «переворот и неконституционную смену власти».
Движение «бывших»
Бывший премьер объявил, что для борьбы за конституцию он с сегодняшнего дня создает новое общественное движение
Пока «Наши» выражали негодование письменно (заявление поступило в редакцию газеты ВЗГЛЯД), Михаил Касьянов почти в тех же выражениях говорил в понедельник о намерении «не допустить неконституционную смену власти». «Все почему-то забыли о решающей роли народа! – сетовал он сегодня прессе. – Но мы будем выступать за проведение свободных выборов!»
Кто именно «позабыл о роли народа» и как именно Михаил Касьянов собирается обеспечивать «свободу выборов», сегодня осталось за кадром, поскольку общение с экс-председателем российского правительства оставило сегодня у журналистов больше вопросов, чем ответов.
В понедельник бывший премьер объявил, что для борьбы за конституцию он с сегодняшнего дня создает новое общественное движение. «Новая организация объединит всех, кто выступает за свободные выборы ради реальных выборов, а не ради имитации выборного процесса», – сообщил г-н Касьянов прессе, пояснив, что участвовать в его движении дали согласие бывший лидер СПС Ирина Хакамада, бывший секретарь политсовета СПС Иван Стариков и бывший лидер ДПР.
Кто еще стремится в движение Михаила Касьянова, хозяин новой структуры скромно умолчал. На удивление журналистов, почему же создано движение, которое по законодательству не сможет участвовать ни в одних выборах, г-н Касьянов философски заметил: «Движение дает более широкие возможности. Если партии разделяются по интересам, то движение может объединять и партии, и отдельных граждан».
Надо признать, пренебрежительное отношение к партиям обнаружилось у Михаила Касьянова после неудачной попытки возглавить Демократическую партию России (ДПР). Два месяца назад г-н Касьянов вместе с Ириной Хакамадой и Иваном Стариковым пытались предложить себя в качестве лидеров одной из древнейших партий страны – ДПР. Акция закончилась конфузом – дэпээровцы выразили Касьянову свое «фи», проголосовав за никому доселе неизвестного на олимпе политических лидеров, но зато давнего члена ДПР Андрея Богданова.
С тех пор, видимо, нелюбовь к партиям у Михаила Касьянова и зародилась. Сегодня он заявил, что у него есть «до 100-150 сторонников» и «для начала этого достаточно».
Меня это не беспокоит!
Ирина Хакамада (фото: hakamada.ru) |
Через два месяца г-н Касьянов намерен превратить сотни сторонников в тысячи членов, а там недалеко и до пятидесяти тысяч членов, которых требуется набрать по законодательству для создания новой партии.
Впрочем, собирается ли бывший премьер создавать из еще недействующего движения партию, понять как раз и не удалось. «Через два месяца на съезде или конференции мы примем манифест и затем будем разрабатывать программу», – заметил он, так и не пояснив, кто же такие «мы».
С финансированием нового движения тоже оказалось все очень таинственно. Для «обеспечения деятельности нового движения» создаются специальные фонды. Таковых есть уже два. Как они будут пополняться, г-н Касьянов распространяться не стал.
На вторую попытку выяснить источники, у которых будут заимствоваться средства для фондов, бывший премьер коварно заулыбался и сообщил: «Здесь у нас не рынок! Заимствований не будет!» – и от ответа снова ушел.
Не прибавилось ясности и когда речь зашла о грядущих в 2007 году выборах в Госдуму. «Конечно, реализовывать свои политические амбиции члены движения будут, – уклончиво сообщил г-н Касьянов, снова направив журналистов на два месяца в грядущее. – По прошествии двух месяцев станет ясна форма объединения… если оно вообще состоится».
«Раз вы не исключаете возможности, что объединение может не состояться, то что же будет происходить с вашим движением в случае необъединения?» – тут же полюбопытствовала газета ВЗГЛЯД у Касьянова. «Давайте дождемся результатов, – еще коварнее заулыбался бывший премьер, предавшийся воспоминаниям: – Вы знаете, я все осенние месяцы потратил на объединительные процессы! На гражданском конгрессе мысль об объединении звучала болью! Так что сейчас я не хочу строить догадок! Дождемся результатов!»
«Через два, даже через полтора месяца!» – пообещал газете ВЗГЛЯД Михаил Касьянов, снова отправив в будущее.
Оставив таким образом все происходящее сегодня под завесой тайны, г-н Касьянов четко ответил только на два вопроса. Относительно своих президентских амбиций бывший премьер сообщил: «Планы свои я не менял и менять не стану!» – подтвердив, что в президенты-2008 выдвигаться будет.
А на вопрос обозревателя газеты ВЗГЛЯД о названии нового движения (которое пресса уже окрестила Движением имени Михаила Касьянова – ДИМК) заявил: «Нет! Не скажу!» В кулуарах такую категоричность прессе объяснили боязнью Михаила Касьянова за оригинальное название. «Название уже придумано, но мы его не скажем, чтобы Кремль его не успел у нас увести!» – заявила помощница г-на Касьянова Елена Дикун, помогавшая в свое время общаться прессе с господином Немцовым.
«А как вы относитесь к дэпээровскому манифесту – призыву к активу всех демократических партий бросить своих лидеров и вступать в ДПР?» – поинтересовалась после пресс-конференции у Михаила Касьянова газета ВЗГЛЯД.
«Никак не отношусь! Это не партия! Это фальсификация! – улыбка Михаила Касьянова на мгновение слетела, и лицо приобрело жесткие черты, но бывший премьер быстро нашелся и снова мягко заулыбался. – Но меня это беспокоит не сильно».