«Нам необходима эффективная система гражданского контроля за работой правоохранительных органов, особенно в сфере соблюдения конституционных прав и законных интересов граждан, – заявил глава государства, выступая на заседании коллегии МВД. – Без опоры на население, на институты гражданского общества, нельзя решить и столь значимую задачу, как профилактика экстремизма и преступности в целом».
В рейтинге доверия милиция находится на одном из последних мест среди других правоохранительных органов
Владимир Путин напомнил присутствующим на коллегии, что в рейтинге доверия милиция находится на одном из последних мест среди других правоохранительных органов, государственных и общественных институтов. «Такая ситуация прямо связана с низким уровнем профессионализма некоторых сотрудников милиции и с недостатками кадровой работы», – цитирует его слова ИТАР-ТАСС.
При этом президент особое внимание обратил на коррупцию в органах внутренних дел. «Твердым и принципиальным должен быть курс на очищение от мздоимцев, которые превратили службу в разновидность доходного бизнеса», – подчеркнул он.
Отметив, что наблюдавшийся несколько лет назад спад в работе основных служб и подразделений МВД преодолен, глава государства вместе с тем признал, что криминогенная обстановка по-прежнему «остается сложной, а доверие граждан к милиции оставляет желать лучшего».
Так, по его словам, правоохранительные органы недооценили опасность преступлений на почве ксенофобии и пока не смогли результативно им противостоять. «Деятельность экстремистских группировок все больше приобретает жестокие формы», – подчеркнул он.
При этом президент особо отметил, что такие преступления «несут прямую угрозу жизни и конституционным правам граждан, препятствуют стабильному существованию государства, подрывают его целостность и, конечно, огромный урон при этом наносится авторитету России в мире».
В качестве одной из задач, стоящих перед МВД, Путин назвал очищение правоохранительных органов от взяточников. «Твердым и принципиальным должен быть курс на очищение от мздоимцев, от людей, которые превратили службу в разновидность доходного бизнеса», – сказал президент.
Он призвал также органы внутренних дел ни в коем случае не участвовать в корпоративных спорах. «И уж точно они не должны выступать одной из сторон конфликта», – подчеркнул он. Отметив важность борьбы с преступлениями в сфере экономики, он призвал МВД первостепенное внимание уделять «защите от криминала малого и среднего бизнеса, законопослушных, добросовестных граждан и предпринимателей».
Что касается борьбы с терроризмом, то МВД и спецслужбы должны работать на опережение. «Они обязаны целенаправленно выявлять и ликвидировать «террористическое подполье», лишать его инфраструктуры, связей и источников финансирования», – добавил президент. В этой связи президент призвал МВД эффективно подключиться к работе создаваемого Национального антитеррористического комитета, региональных комиссий и оперативных штабов, указ о создании которых он подписал в четверг.
Выступавший после Владимира Путина глава МВД Рашид Нургалиев признал критику главы государства. По его словам, в 2005 году в России зарегистрировано 3,5 млн. преступлений, что на четверть превышает показатель предыдущего года.
Нургалиев отметил, что почти 70% от общего числа преступлений составляют деяния небольшой и средней тяжести. «Самые высокие темпы прироста отмечены по кражам, грабежам и мошенничествам, в два раза больше зарегистрировано карманных краж, на 23% возросло число умышленных причинений вреда здоровью средней тяжести», – сказал Нургалиев. В то же время, подчеркнул он, показатели по тяжким и особо тяжким преступлениям «практически остались на уровне прошлого года».
В минувшем году уменьшилось количество жалоб за нарушение порядка приема и рассмотрения заявлений о преступлениях, отметил министр. Но глава МВД считает, что работу в этом направлении нужно и дальше активизировать. «Необходимо добиться, чтобы каждый визит человека в милицию с его бедой и надеждой на защиту был оправдан. Мы должны добиться, чтобы в обиход вернулось несколько подзабытое словосочетание «народная милиция», – подчеркнул Нургалиев, обращаясь к своим подчиненным.