Ряд американских военных выступают против тайного размещения заказных оплаченных пропагандистских материалов
Группа формируется в качестве отдельного управления в составе Объединенного командования Вооруженных сил и будет базироваться в штабе в Саффолке (штат Вирджиния). Как сообщает ИТАР-ТАСС, информационный бюллетень Inside the Pentagon ссылается на начальника этой оперативной PR-группы полковника Стивена Кэмпбелла, по словам которого, в его распоряжении находится 27 специалистов, но со временем штатный состав будет доведен до 48 человек.
Бюджет новой структуры будет составлять от 4 до 8 млн. долларов, что, в общем-то, сравнительно немного, имея ввиду то, сколько Пентагон привык тратить на пропаганду.
Начальной степени готовности она должна достичь к апрелю, а окончательной - к сентябрю. Фактически же она уже работает: сотрудники направлялись в служебные командировки в районы США, пострадавшие прошлым летом от ураганов «Катрина» и «Рита», несколько человек работают в Пакистане со времени октябрьского разрушительного землетрясения в этой стране. Идея Пентагона состоит в объединении групп в один оперативный центр, способный быстро выработать согласованное и эффективное решение.
По словам Кэмпбелла, в перспективе полностью укомплектованная группа будет разбита на «команды», имеющие специализацию по географическому и функциональному признаку. В идеале в ней должны будут со временем появиться специалисты по работе, например, с Европой или, скажем, с транспортным командованием.
Очевидно, что это не первые попытки со стороны властей США создать отряды профессиональных пиарщиков. Правда, ранее усилия американского военного ведомства иногда приносили обратный результат. Так, одно из первых спецподразделений такого рода, созданных после терактов 11 сентября 2001 года, было спешно расформировано после «утечки» в печать данных о том, будто оно собиралось дезинформировать иностранные СМИ.
А недавно стало известно, что администрация Джорджа Буша тайно оплачивает заказные статьи в иракских печатных СМИ с целью исправления негативного имиджа США. При этом, отмечает Los Angeles Times, «многие статьи выглядят в иракской прессе как непредвзятые новостные сообщения, написанные и переданные независимыми журналистами».
Газета сообщает также, что ряд высокопоставленных американских военных выступают против тайного размещения заказных оплаченных пропагандистских материалов. Как пояснил не названный по имени высокопоставленный представитель Пентагона, тем самым «мы нарушаем все первоочередные принципы демократии, когда желаем этого».
Вообще же Белый дом за последние годы потратил 1,6 млрд. долларов на проведение пропаганды среди населения. Такие данные приводятся в докладе о государственных расходах, подготовленном Управлением по подотчетности правительства страны.
Исследованием, инициированным Демократической партией США, было охвачено семь федеральных ведомств, включая министерства образования и внутренних дел. Анализу подверглись расходы по линии отделов по связям с общественностью за 2003-й, 2004-й и первую половину 2005 года.
Как говорят эксперты, в сумму 1,6 млрд. долларов вошли и дорогостоящие договоры, заключенные Пентагоном с консалтинговыми фирмами на создание и распространение рекламных материалов, которые должны были повысить у молодежи престиж службы в Вооруженных силах Америки. Кроме того, Минобороны прибегало к услугам профессионалов для создания благоприятного общественного мнения в отношении публикуемых военными докладов.
Конгрессмен-демократ Джордж Миллер, комментируя доклад, отметил, что «масштабы пропагандистских усилий администрации Буша беспрецедентны и вызывают тревогу». Другой представитель демократов конгрессмен Генри Воксмен заявил, что администрация Буша использовала деньги налогоплательщиков на проведение скрытой пропаганды в США.