Огласив эти два постулата, законотворцы невольно дали адекватный заочный ответ представителям Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), разбив в пух и прах еще не успевшие прозвучать обвинения.
Нет денег – одни полномочия
Единороссы считают разумным отдать на откуп МСУ основные налоги с малого и среднего бизнеса, транспортный налог и часть налогов с физлиц
В фойе конгресс-парка было холодно. Кофе-брейк намечался только через два часа, и собравшиеся на совещание с федеральными чиновниками и депутатами 49 мэров торопились занять места в теплом зале, по пути недоумевая, зачем вообще нужно было ехать на форум в лес, когда проще было встретиться в самом «Президент-отеле».
Умысел организаторов был налицо: в «Президент-отеле» в этот день тоже собрались представители МСУ. Правда, европейского. Здесь открылась двухдневная осенняя сессия Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ). Заседать зарубежные гости решили в закрытом режиме. Но повестку дня особо не скрывали.
В Москву иностранные мэры приехали, чтобы заклеймить позором российских коллег за недостаточное финансирование муниципальных образований. И заодно выразить возмущение по поводу внесенного в Госдуму законопроекта, который фактически превращает избранных мэров в назначаемых. Однако, не оставив европейцам ни шанса, хозяева форума расставили точки над «i» в заочной дискуссии по этим болезненным вопросам.
«Местное самоуправление находится ближе всего к людям. От вас зависит, как скоро, как эффективно мы будем повышать качество жизни наших граждан», – открывая совещание мэров, обратился к ним спикер Госдумы лидер «Единой России» Борис Грызлов. После чего обозначил две главные проблемы, мешающие МСУ жить и развиваться. Ими оказались те самые вопросы, которые вызвали шквал эмоций у европейских партнеров.
Основной трудностью в работе местных властей, по словам Грызлова, является несоответствие уровня финансирования полномочиям, возложенным на муниципалитеты. Ее корень, как объяснил единоросс, кроется в отсутствии государственной системы сбора информации по муниципальным образованиям. В масштабах страны никто не считает, какие расходы ложатся на плечи местных властей, поэтому никто точно не может сказать, сколько денег необходимо выделять МСУ на выполнение функций.
По словам Грызлова, данные Минфина и Cчетной палаты по этой сфере очень разнятся. По одним источникам, в России 50% муниципальных образований не получают достаточного количества денег. А по другим – всего лишь 20%.
От такой статистической неразберихи пострадал, например, Смоленск. Расходы города в этом году увеличились на 25 млн. рублей, между тем бюджет остался в тех же пределах. А Чита за полгода вообще лишилась 50 млн. рублей. Учитывая, что на органы МСУ, по словам Грызлова, тяжким грузом легла необходимость ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, многие муниципалы уже ощутили себя банкротами.
Именно поэтому, пояснил спикер Госдумы, единороссы приняли решение до 1 января 2007 года внести в нижнюю палату проект федерального закона по финансовому оздоровлению ЖКХ.
Кроме того, партийцы намерены добиваться финансовой самостоятельности муниципальных образований. А для этого надо увеличивать доходный резерв МСУ. «Очень важно постоянно и планово работать над увеличением налоговой базы муниципальных образований», – пояснил Борис Грызлов. В частности, единороссы считают разумным отдать на откуп местным властям основные налоги от малого и среднего бизнеса, транспортный налог и часть налогов с физических лиц.
Единороссы – за выборы мэров
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий |
Ощущение, что их затягивает в болотную трясину, муниципалы испытывают не только от нехватки денег. Их, естественно, волнует периодически всплывающая в светлых умах идея отменить институт выборности мэров. Последняя такая попытка, правда, в весьма завуалированной форме, была предпринята депутатами, внесшими в Думу поправки к закону об МСУ.
Предложенные поправки сводились к тому, чтобы ввести еще одну модернизированную форму управления муниципальным образованием. Суть схемы заключается в том, что город делится на внутригородские территории со своими органами самоуправления. Пост мэра при этом упраздняют. А вместо мэрии в случае необходимости при непосредственном участии губернатора формируется некий общегородской коллегиальный управляющий орган. Решение, по какой схеме будет жить конкретный город: классической, мэрской, или модернизированной, территориальной, – принимается на основании городских законов с учетом мнения населения.
«Мы против ситуации, когда будет фактически отменена выборность мэров столичных городов», – выразил Борис Грызлов мнение думского большинства, которое целиком совпало с мнением мэров. «Настрой Грызлова нам очень импонирует», – признался глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. К поправкам в 131-й закон все настроены резко отрицательно.
По его словам, проблема вовсе не в том, что руководители областных столиц не хотят делиться с кем-то властью. Просто, если органы самоуправления начнут заниматься каждый своей внутригородской территорией, следить за теми же общегородскими коммуникациями (канализацией, водопроводом, телефоном, дорогами и т.д.) станет некому. Чернецкому вторит мэр Новосибирска Владимир Городецкий. По его словам, при разделении на внутригородские округа окончательно будет разрушена целостная система управления городами.
По словам мэра Челябинска Михаила Юревича, у губернатора и сейчас достаточное количество рычагов давления на глав МСУ. И в первую очередь финансовая зависимость местных бюджетов от регионального. Но когда население мэра выбирает, оно вкладывает какую-то надежду. «А так получается, что надежды нет», – философски заметил Юревич. «Демократические ценности, в том числе выборность мэра, воспринимаются очень серьезно. Отступление от них – политические черные шары. Не думаю, что нужно, чтобы их поднимала «Единая Россия», – подытожил Аркадий Чернецкий.