Заодно на Охотном Ряду надеются, что ЕГЭ поможет создать общенациональную систему оценки качества среднего образования.
Конец конкурса кошельков
Оппозиционеры сочли, что учреждение ЕГЭ приведет не только к снижению качества школьного образования,
В качестве обязательного ЕГЭ начнет действовать во всех российских школах с 2010 года. Его результаты будут признаваться госучреждениями в качестве итоговой аттестации, а вузами – как итог вступительных экзаменов по общеобразовательным предметам. Тем, кто не пройдет конкурсный отбор в институты и техникумы в год получения аттестата об общем образовании, будет предоставлено право его повторной сдачи в последующие годы.
Тем не менее, как пояснил на пленарном заседании Госдумы статс-секретарь Минобразования Дмитрий Ливанов, отдельным вузам все же дадут возможность проводить дополнительные вступительные испытания, если того требует выбранная специальность. «Сохраняется многовариантная модель приема в вузы, которые смогут организовывать экзамены по своему усмотрению», – пояснил статс-секретарь.
Ливанов напомнил, что эксперимент по введению ЕГЭ проводится в России с 2001 года. Сначала он стартовал в трех субъектах, а в 2005 году охватил уже 78 регионов страны. «В эксперименте участвовали 850 тыс. выпускников общеобразовательных учреждений и 1543 института», – отметил статс-секретарь.
В дальнейшем для проведения экзамена в регионах будет создаваться государственная экзаменационная комиссия, в которую на паритетных началах войдут представители общего и профессионального образования. Предложено также создать институт общественных наблюдателей из родителей и представителей общественности. Федеральному бюджету ежегодное проведение такого испытания в школах будет обходиться в 130 млн. рублей. «Еще 5 млн. будут затрачивать субъекты», – пояснил представитель Минобразования.
Впрочем, денег на это жалеть не стоит. «Как показал опыт, новая система создает равные стартовые возможности для всех выпускников, – заверил Ливанов. – При поступлении в вузы разворачивается уже не конкурс родительских кошельков, а конкурс знаний». В пользу выбранной стратегии свидетельствует хотя бы то, что количество первокурсников из провинции растет с каждым годом. «Анализ успеваемости показывает, что такие абитуриенты учатся не хуже тех, кто сдавал экзамены по традиционной схеме», – добавил статс-секретарь.
Депутат и Куликовская битва
Доступным станет не только высшее образование. ЕГЭ позволит сформировать и общенациональную систему оценки качества обучения в школах, считает Ливанов. По словам главы думского Комитета по образованию Николая Булаева, именно по его результатам можно судить, каков в целом по стране уровень образования выпускников. «На сегодняшний день все учатся по разным программам и учебникам, что затрудняет оценку итоговых показателей», – сказал Булаев.
Однако представителей оппозиционных фракций такие доводы не убедили. Оппозиционеры сочли, что учреждение ЕГЭ приведет не только к снижению качества школьного образования, но и породит коррупцию в общеобразовательных учреждениях: «Чистый «одобрямс» выражается лишь на бумаге, а на местах люди придерживаются неоднозначных оценок».
Пытаясь сорвать рассмотрение документа, зюгановцы потребовали созвать очередную экспертную комиссию по обсуждению вопроса.
Со своей стороны, Олег Смолин (фракция КПРФ) попытался проэкзаменовать на пленарном заседании по новой схеме самих докладчиков. Правда, на вопрос левого депутата с вариантами ответа об историческом значении Куликовской битвы Николай Булавин лишь заявил, что ему как кандидату наук «стыдно опускаться до такого уровня». «Мы обсуждаем поправки в закон об образовании, а не в Уголовный кодекс», – еще раз попросил отказаться от политизации темы глава комитета. Его призыву вняли 343 парламентария, 81 проголосовал против.