Если Япония будет продолжать требовать от России передачи ей южной части Курил, то она может претендовать лишь на два острова, а не на четыре. С этим уже высказывавшимся политиками мнением согласились и эксперты в ходе заседания круглого стола, посвященного 50-летию со дня подписания договора о мире между СССР и Японией.
Россия вправе вообще не исполнять условия этого соглашения как потерявшего свою актуальность при изменившейся ситуации в мире
«В течение долгих лет Япония пыталась добиться от России исполнения 9-го пункта договора, в котором предусматривается передача японской стороне двух островов Курил», – рассказал профессор Восточного университета Анатолий Кошкин.
Однако, когда Россия решила возобновить переговорный процесс и начать исполнять условия соглашения, Япония изменила свои притязания и потребовала возврата уже четырех островов. В то же время, считает Кошкин, для таких требований у японской стороны нет никаких оснований.
«В мирном договоре четко сказано, что СССР может передать лишь два острова, в то время как пятью годами раньше Япония согласилась на условия Сан-Францисского мирного договора, по условиям которого она отказывается от притязаний на остальную часть Курил», – напомнил эксперт.
Впрочем, по его убеждению, Россия вправе вообще не исполнять условия этого соглашения как потерявшего свою актуальность при изменившейся ситуации в мире. Он напомнил, что при Хрущеве Японии обещались только острова, однако теперь, при действующих мировых соглашениях, вместе с территориями японской стороне отойдут прилегающие воды и шельф, богатый, по оценкам специалистов, нефтью и газом.
С другой стороны, сама формулировка 9-го пункта декларации построена так, что она не обязывает Россию передавать свои территории Японии.
«Если внимательно посмотреть на декларацию, становится понятно, что 9-й пункт больше выражает намерение о передаче островов, а не утверждение», – убежден замдиректора Первого департамента Азии МИД России Василий Саплин.
В частности, в соглашении говорится о том, что «СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан».
Эксперты поставили под сомнение и апелляцию японской стороны к опыту раздела спорных территорий между Россией и Китаем. По их мнению, российско-китайский подход к разделу островов на Амуре, когда их общая площадь была поделена в равных частях между двумя государствами, к Курилам неприменим.
«Речные острова на Амуре и морские – это не одно и то же, поэтому одинакового решения вопроса в этих случаях быть не может», – убежден Анатолий Кошкин.
Топтание на одном месте в решении вопроса раздела территорий между Россией и Японией может происходить бесконечно долго, так как каждая сторона убеждена в своей правоте.
Поэтому, по мнению сенатора от Хабаровского края Юрия Солонина, строить внешнюю политику между государствами в территориальном русле, как до сих пор это делала Япония по отношению к России, в корне неправильно.
«Раздел территорий никогда не способствовал улучшению отношений между государствами», – напомнил он.
В то же время, считает сенатор, с усилением мировой роли Востока у Японии могут появиться более серьезные проблемы, чем раздел с Россией Курильских островов. В частности, одной из проблем может стать возрастающая мощь соседних территорий – Китая и Кореи.
Нерешенность территориальных вопросов, убежден президент фондов «Единство во имя России» и «Политика» Вячеслав Никонов, не должна влиять на добрососедские отношения между Россией и Японией.
«Нас разъединяет лишь территориальная проблема и военное сотрудничество России с Китаем», – считает он.
Однако связывает две страны большее, например единые позиции в вопросах борьбы с терроризмом, с ядерным нераспространением, обеспечения безопасности на Ближнем Востоке, инвестиций и энергетического сотрудничества.
Сами японцы в отношении Курил придерживаются прямо противоположной точки зрения и считают, что все четыре острова им уже принадлежат, просто сама процедура передачи затягивается на время.
«Позиции России и Японии по актуальным международным вопросам действительно во многом совпадают, однако пора решить и территориальный спор, чтобы устранить источник недоверия между двумя странами», – убежден министр-посланник посольства Японии в России Ёситака Акимото.